Ленин из меха норки и он же – Микки Маус: как Ильич вдохновляет художников

Пока эту выставку можно посетить виртуально в социальных сетях ДК «Громов». Откроется она после окончания действия режима самоизоляции. Организаторы рассказали корреспонденту «Конкретно.ру», что не намерены ограничиваться экспозицией только для петербуржцев, они планируют продемонстрировать необычную коллекцию в других городах России и, возможно, за границей.

«У Ленина было очень мало времени в течение его жизни сколько-нибудь пристально заняться искусством, и он всегда сознавал себя в этом отношении профаном, и так как ему всегда был чужд и ненавистен дилетантизм, то он не любил высказываться об искусстве. Тем не менее вкусы его были очень определённы. Он любил русских классиков, любил реализм в литературе, в живописи и т. д… С особым удивлением стоял он перед памятником футуристического пошиба, но, когда спросили его об его мнении, он сказал: «я тут ничего не понимаю, спросите Луначарского». (А. В. Луначарский, Ленин (Очерки), изд. «Красная новь», М. 1924. Речь идёт о проекте Б. Д. Королёва, который выполнил свой эскиз «в виде футуристических нагромождений схематизированных орудий труда»). 

Ильич вдохновлял людей не только «на труд и на подвиги». Едва ли не каждое десятилетие со дня революции личность вождя переосмыслялась как идеологически, так и художественно. В год 150-летия вождя пролетариата в ДК «Громов» подготовили выставку, посвящённую образу Ленина в искусстве. Кураторы Александр Дашевский и Игорь Суханов постарались собрать образы политика, выполненные самыми разными методами, начиная с 20-х годов ХХ века и до наших дней, более 350 экспонатов. 

С порога вас встретит Ленин из меха норки и улыбающийся Ленин с портрета, похоже, находившегося в каком-то ДК или Доме пионеров. 

Человечный, а не хрестоматийно-канонический образ Владимира Ильича подмигнёт вам в центральном зале. Это литографии 1958 года авторов Боровского и Клионского. Больше такого Ленина в то время никто не писал, «Лениниана» представляла политика как идеального вождя, которому чуждо мирское. 

Трогательным возвращением в счастливое советское детство выглядит коллекция марок с изображением Владимира Ильича ученицы 4 класса Алисы Любимовой. Сейчас Алиса Борисовна работает в Русском музее. В музее французском, в Лувре, посетитель застанет беглого большевика в окружении трёх женщин – Инессы Арманд, Надежды Крупской и Венеры Милосской – неожиданный любовный треугольник представлен на выставке в графике. 

Скульптурные композиции привлекут громкими именами – Константин Симун, Леонид Соков, Любовь Холина и необычными форматами, например, 250-килограммовый Ленин красного дерева или Ленин-светильник. 

Отдельный стенд занимает фантазия на тему семьи Владимира Ильича «Неофициальный альбом». Её создал Ринат Волигамси. По легенде, у политика был брат-близнец, доживший до глубокой старости. 

Если пройти по указателю McЛенин, попадёшь в пространство, где собраны карикатуры и пародии на Владимира Ульянова. По дороге в мультимедиа зале можно будет снова порассуждать, всё же гриб ли Ленин, и увидеть, как вождь переворачивается в гробу, (возможно, от ваших рассуждений на эту тему?..). Пародийный зал называется «тупик Ильича». Это один из путей, по которому пошло осмысление образа политика. Его название не случайно, тем самым создатели подчеркивают, что насмешки и пародии в данном случае есть путь тупиковый, развиваться мысли тут уже некуда и к XXI веку тема практически себя исчерпала. 

Второй путь, по мнению кураторов, это та самая «верная дорога», и если товарищи пойдут правильным путём, то неоднозначная фигура вождя заиграет новыми смыслами, которые пока ещё в ней никто не разглядел. Возможно, это пригодится новым художникам, новым историкам и даже новым политикам.

Екатерина Климина, «Конкретно.ру», фото автора