Убиться рельсом – когда пандемия на пользу?

Чьи карманы наполнятся от непубличной реализации глобального инвестиционного проекта по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла, который оценивается в 598,6 млрд рублей? Все попытки выяснить в ОАО «РЖД» детали, как, когда и с кем собираются прорабатывать эту Концепцию, почему-то наталкиваются на глухую стену молчания.

Кошелёк не жмёт карман


Едва завершился первый этап «президентских каникул», как руководство железнодорожного монополиста в формате видеоконференции одобрило некий документ, который в скором времени должен будет повлиять на жизнь каждого петербуржца. Глава ведомства Олег Белозеров дал понять, что предварительно Концепция получила согласование на уровне правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Иначе и быть не могло – ведь проект реализуется как на основе железнодорожных инвестиций, так и бюджетных средств регионов. 
Например, Северная столица поучаствует в глобальном замысле, направив на его воплощение из своего дефицитного бюджета 180 млрд рублей. Достаточно заметить, что общие траты города на поддержку малого и среднего бизнеса в условиях пандемии составляют 13,5 млрд рублей. Об этом сообщил в своём ежегодном докладе перед депутатами ЗакСа губернатор Александр Беглов. 
Возможно, что к двум пакетам мер добавится третий, но в лучшем случае на оздоровление всей экономики от коронавируса бюджет Санкт-Петербурга раскошелится на порядок меньше, чем на грядущее железнодорожное обустройство.
Информация о Концепции, любезно предоставленная журналистам по итогу проведённой видеоконференции с участием Белозерова, укладывается в несколько абзацев. Они мало чем отличаются от сведений, которые были направлены в СМИ в январе текущего года. Правда, пресс-служба ОАО «РЖД» теперь акцентирует внимание на том, что перечень мероприятий, вошедших в Концепцию по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла, может быть изменён по результатам разработки проектных решений и определения источников финансирования. Уточнённый план, подчёркивает пресс-служба, затем направят на утверждение правительствами Северной столицы и Ленинградской области.
Кто поверит, что проект в 598,6 млрд рублей, который навсегда перекроит карту Санкт-Петербурга, может быть изложен в виде весьма общего описания на нескольких страниц и десятка схем? Любопытно было бы взглянуть на человека, способного всучить губернаторам сразу двух, далеко не последних в России регионов тощую тетрадь с записями и взамен разжиться годовым бюджетом Республики Крым.
Но опыт подсказывает обратное. Допустим, в сентябре 2014 года Минтранс утвердил комплексную программу «Совершенствование городской транспортной системы Санкт-Петербурга». Уже к 2020 году в городе должно было полностью завершиться железнодорожное преобразование. Эта комплексная программа состояла из нескольких томов, а только паспорт подпрограммы «Железнодорожный транспорт» – небольшая часть единого фолианта, подробно описывал на 74 страницах все этапы и экономические расчёты масштабного замысла.

А железка – круче всех…


Сегодня же и специалистам, и общественникам, и обычным горожанам предлагают довольствоваться скупой, практически ничего не сообщающей информацией. Складывается ощущение, что делается это намеренно, пока люди озадачены борьбой с коронавирусом и финансовыми потрясениями, затронувшими повально всех. Любопытно, что в марте, незадолго до наступления ограничительных мер, петербургский вице-губернатор Евгений Елин отметил в разговоре с представителями СМИ, что город продолжает дорабатывать Концепцию, и был не против обсуждения документа с петербуржцами.
Поскольку, по информации ОАО «РЖД», Концепция уже получила одобрение на уровне правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, то значит – она существует где-то в полном виде, подумали мы. А если её сведения не составляют государственную тайну, то правильно было бы представить документ на ознакомление всем интересующимся людям. Проще говоря – опубликовать.
Однако ответы на редакционные запросы не порадовали. Управление по транспорту администрации Ленинградской области, выполняя поручение губернатора Александра Дрозденко, разъяснило, что инициатором и заказчиком разработки Концепции выступили железнодорожники, соответственно дата и место опубликования документа «будет определена руководством ОАО «РЖД». Примерно так же отреагировал вице-губернатор Санкт-Петербурга Евгений Елин, указав, что «по вопросу передачи полного текста Концепции в редакцию информационного агентства «Конкретно.ру» необходимо обратиться к ОАО «РЖД» как к её основному разработчику».
Планирует ли монополист опубликовать Концепцию для ознакомления жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и предполагается ли обсуждение отдельных деталей и разделов документа с представителями общественных организаций, экспертного сообщества, депутатского корпуса? – спросили мы в Минтрансе России. – А если предполагается, то в каком именно виде: направление дополнений, замечаний и предложений по конкретному электронному адресу, публикация комментариев в открытом доступе в целях предметного обсуждения проекта?
Минтранс был немногословен, заметив, что по этим вопросам «лучше обратиться в ОАО «РЖД», а также в Администрацию Санкт-Петербурга».
Однако круче всех оказались железнодорожники. На днях в диалог вступил заместитель начальника Департамент корпоративных коммуникаций РЖД Дмитрий Мурашев. Он сообщил, что в ответе на наш предыдущий запрос «была предоставлена информация о Концепции. Вопросы реализации градостроительной политики и общественного обсуждения её элементов не относятся к компетенции ОАО «РЖД».
Остаётся уточнить, что содержание этого ответа фактически повторяло информационное сообщение об апрельском заседании правления железнодорожного ведомства. Получается одно из двух – либо нас держат за дураков, футболя по административному полю. Либо тщательно скрывают, как, когда, кем и на что будут потрачены 598,6 млрд рублей.

Концепция – народу


Не хочется переходить в другую фазу отношений, но безосновательное нарушение срока ответа (а здесь со стороны РЖД, по сути, нет вообще никакого ответа), является предметом для возможного назначения прокурорской проверки. А ну как окажется, что и в недрах высоких кабинетов на Новой Басманной улице, в штаб-квартире монополиста, вместо детальной проработки масштабного инвестпроекта тоже пылится всего лишь несколько листов бумаги?
Впрочем, в наши дни многое можно легко свалить на пандемию, но вроде бы коронавирус не выкосил ряды железнодорожного начальства. Даже более того – председатель совета директоров ОАО «РЖД» Андрей Белоусов вполне эффективно замещает премьер-министра России, ушедшего бороться с выявленной заразой. Помнится, на заре своей карьеры Андрей Рэмович входил в состав аналитической группы экономистов, которые занимались организацией регулярных тематических обсуждений и дискуссий. Неужели Белоусов изменил своим принципам открытости? 
Не верится и в то, что пять лет на посту главы ОАО «РЖД» кардинально изменили подход к жизни Олега Белозерова, который с первых дней работы активизировал борьбу с коррупцией и злоупотреблениями, добившись существенной оптимизации расходов монополиста.
Убиться рельсом! Но нежелание руководства РЖД познакомить петербуржцев с полным содержанием Концепции наводит на самые плохие предположения. Ведь по сравнению с тем, как могут по живому располосовать стальными лезвиями Северную столицу, даже навалившаяся на город пандемия покажется лёгким гриппом.

Павел Луспекаев, «Конкретно.ру», фото с сайтов «Транс.ру» и «Трэйнфото.орг»