Чтобы добиться результата, необходимо умение договариваться

Петербургский парламент в прошлом году потерял сразу двух депутатов: Павел Зеленков скончался, а Олег Капитанов переквалифицировался в чиновники, уступив своё место следующему партийцу по списку ЛДПР. Им стал Павел Иткин.

 Павел Михайлович, вы вскочили в парламент на ходу, когда депутаты 6 созыва отработали уже больше половины срока. Каковы впечатления? Сколько времени понадобилось, чтобы ощутить себя полноценным народным избранником?

– Мой приход пришёлся на период летнего перерыва. Фактически, я вошёл в новый цикл парламентской работы и, начиная с нулевых чтений, старался во всём разобраться досконально. 
Помогла слаженная работа регионального отделения ЛДПР: я владел информацией по большинству вопросов, которыми наша фракция занимается в парламенте. Хотя, конечно, есть определённые нюансы: снаружи многие процессы не всегда понятны. Поэтому в течение первого года знакомился с депутатской работой, анализировал, пробовал те или иные подходы и методики, чтобы стать максимально эффективным членом команды.

Какие уроки извлекли?

– Главный урок: не просто говорить, а доводить любое начатое дело до конца. Депутаты работают в нескольких направлениях. Первое – законотворчество – очень серьёзная работа, требующая умения анализировать, способности к компромиссам и глубоких знаний юриспруденции. В деле детальной проработке инициатив мне помогают помощники-юристы. 
Второе направление – работа на земле, встречи с горожанами, приёмы граждан, погружение в проблемы – эмоционально напряжённая деятельность, которая требует много сил. Здесь очень важно не допустить выгорания, не стать равнодушным к бедам людей, подходить к каждому индивидуально и стремиться помочь. Третье – участие в комиссиях и рабочих группах, созданных правительством для решения конкретных проблем. 

Давайте начнём с законотворчества. Вы уже успели разработать или поучаствовать в разработке нормативно-правовых актов?

– Чтобы разработать хороший, действующий закон нужно много времени на аналитику, изучение проблемы, согласование деталей с органами власти. Часто региональное законодательство упирается в федеральное. И всё же с моим приходом наша фракция разработала несколько инициатив для изменений федеральных и региональных законов. К сожалению, коллеги их не поддержали. 
Например, в федеральном законе об уполномоченном по правам человека есть положение, дающее право парламентским фракциям на выдвижение кандидата на должность омбудсмена, а в нашем региональном законе такого положения нет. Мы предлагали предоставить такое право всем фракциям. Еще одна инициатива касалась ежегодной закупки рабочих тетрадей для школьников. Дело в том, что к учебникам выдается один комплект учебных материалов и в последующем родителям предлагают приобретать их за свой счёт, а стоят они недешево. Мы предложили ввести понятный механизм, при котором школы смогли бы приобретать новые рабочие тетради отдельно от учебников, но нам пояснили, что такой механизм есть, учитель должен подать заявку на следующий год директору, чтобы тот мог включить учебные материалы в заказ, однако школы им не пользуются. Таким образом, проблема покупки учебных материалов пока так и осталась заботой родителей. 
Ещё один урок, который я извлёк из первого года депутатской деятельности – чтобы добиться результата, необходимо умение договариваться. В итоге действую по следующей схеме: глубокая проработка вопроса, на этапе обсуждений в профильных комиссиях предоставление своего видения той или иной проблемы и, как финал – заручиться поддержкой большинства. 
Иногда инициативы нашей фракции вносятся теми или иными органами парламента. Есть депутаты, которые критикуют с трибуны всё подряд, но сами ничего не предлагают. Мы – следующее поколение депутатского корпуса. И предпочитаем завершать слова делами, хотим менять окружающий нас мир. Я считаю, наиболее эффективно это можно делать через совершенствование законодательной базы путем диалога и предложения альтернатив. 

 Как вам удаётся работать с горожанами? Кому-нибудь оказали конкретную помощь?

– Граждане обращаются с разными проблемами, которые можно разделить на несколько групп. Первая группа – те, кому нельзя помочь в рамках действующего законодательства. Например, иногда люди приезжают в наш город из других регионов, где по местному законодательству получали какие-то доплаты, и хотят получать и в Санкт-Петербурге. К сожалению, помочь в этом вопросе невозможно, просто потому что в нашем регионе таких выплат нет.

 Может быть, можно было инициировать закон о дополнительных выплатах?

– Вы правы, но это длительный процесс. А человек обращается, как правило, когда ему нужно быстрое принятие решения.
Следующая группа обращений – о равнодушии чиновников. Люди, которым власть помогла, до нас не доходят. К нам приходят, чаще всего, с негативным опытом общения с чиновниками. И в таких случаях, обычно, удается помочь. Но меня удивляет, почему конкретный чиновник, зная, что делать, как решить проблему, если её можно решить, просто отказывает. 
К примеру, ко мне обратился человек, сотрудник бюджетной сферы, который из-за мошеннической схемы лишился жилья. Я проанализировал представленные документы, из них видно, что не обошлось без нарушений со стороны правоохранительных органов. То есть ему можно было помочь с временной регистрацией, подсказать, например, вступить в программу «Жильё бюджетникам». ,Но человеку заявили, что сам виноват, и отправили восвояси. Достаточно было встречи с главой районной администрации, на которой я предложил определённые механизмы решения проблемы, и район предоставил временное жильё с регистрацией.
Была ещё история, когда большую семью исключили из очереди на жильё, так как один из них купил себе недвижимость. Я написал в Жилищный комитет и людей вернули в очередь. Это был сентябрь прошлого года, когда только начал работать депутатом, и это меня окрылило. Мне кажется, что собственное равнодушие вредит самим чиновникам, вызывая негативное отношение к власти в целом. К людям надо относиться человечнее.
Наконец, наша партия много внимания уделяет людям с ограниченными возможностями. Например, есть совместный проект с обществом слепых. А не так давно провели проверку доступной среды в городе. Инвалиды-колясочники Красносельского района обратились ко мне с проблемой в районе станции метро «Кировский завод». 
Мы вместе проехали от «Ленинского проспекта» к «Кировскому заводу». В метро есть специальная служба, которая помогает этим людям. Но по выходе из метро «Кировский завод» им необходимо пересечь проспект Стачек, чтобы вернуться домой на наземном транспорте, а в подземный переход инвалиды сами спуститься не могут. Приходится ехать на коляске до ближайшего светофора. 
Но и там проблема, так как выбраться на тротуар с поребриком в 20 см высотой колясочник самостоятельно не может. Я сделал несколько запросов. Администрация Кировского района отреагировала сразу.

А поработать в совместных с правительством комиссиях и рабочих группах вы успели?

– Да, меня прошлой осенью делегировали в рабочую группу по баням. Мы пытаемся найти замену льготным помывочным дням. Начали с того, что обсуждали переход с двух льготных дней на три, но в процессе поняли, что каким-то образом субсидии баням надо сделать более эффективными. 
Я по первой профессии программист, по второй – финансист, поэтому предложил провести исследование на примере нескольких банных комплексов, сколько народу ходит в льготные дни, а сколько человек во все остальные, чтобы понять, в каких средствах бани нуждаются и почему. Комитет по труду и занятости, например, принимает решения на основе исследований, которые для них выполняет ВШЭ. Можно также поступать и другим ведомствам. 
Но пока обсуждаем отказ от льготных дней и расчёт субсидии по единой карте петербуржца (ЕКП). То есть за всех, кто придёт мыться с ЕКП, город будет доплачивать. Уже разработан программный модуль, который должны установить все бани. 

 Какие планы на предвыборный год?

– Осенью мы планируем выдвинуть федеральную инициативу об увеличении стажа многодетным матерям, которые гораздо больше времени проводят в отпуске по уходу за ребёнком и к выходу на пенсию не всегда могут иметь достаточно стажа для получения трудовой, не социальной пенсии. 
Другое наше предложение изучает Юридический комитет Смольного. Дело в том, что нынешней весной город, наконец, подписал соглашение с МВД о предоставлении сведений по водителям-нарушителям платной парковки. И сразу посыпались штрафы, информирования горожан практически не было. Между тем, это совпало с периодом ограничительных мер из-за пандемии коронавируса, поэтому жители центральных районов не имели возможности оформить льготные разрешения на стоянку из-за закрытия МФЦ. 
За это и так трудное время самоизоляции у многих горожан накопились штрафы на сотни тысяч рублей. Мы предлагаем на такие ограничительные периоды отменять наказание для нарушителей. Как только Юридический комитет согласует, вынесем нормативно-правовой акт на рассмотрение депутатов.

Лилиана Глазова, «Конкретно.ру», фото с личной страницы в соцсети VK

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга