Главного циркача Шемякина заподозрили в мошенничестве?

Правоохранительные органы продолжают расследовать уголовное дело в отношении руководства «Росгосцирка», на днях возбуждённое в Москве по факту мнимого оказания юридических услуг крупнейшей в мире цирковой компании.

Однако 800 тысяч государственных рублей, которые были по-быстрому списаны «юристам», кажутся каплей в море, по сравнению с реальными масштабами ущерба, нанесённого ФКП «Росгосцирк» его нынешним начальством.
Напомним, за годы, пока Минкульт возглавлял Владимир Мединский, в подведомственном «Росгосцирке» сменилось шесть генеральных директоров. С апреля 2019 года руководить цирковыми аренами заступил Владимир Шемякин. До этого он успел побывать в руководителях молочного гиганта «Юнимилк» и крупнейшего рекламного оператора «Видео Интернешнл «Трэнд», отсидел пару лет в кресле заместителя председателя комитета по делам национальностей Госдумы, откуда переместился на пост первого заместителя генерального директора «Газпром-Медиа». И вот уже полтора года кризис-менеджер Шемякин «реформирует» отечественный цирк.
К числу его перспективных замыслов относится и желание расторгнуть контракты с частными прокатчиками цирковых программ. «Росгосцирк» уже запустил процедуру, которая всерьёз ударит, например, по семье одной из старейших цирковых династий Европы Тоньи, которую ещё три года назад привёз в Россию продюсерский центр ООО «Циркус Интертеймент Компани». Они успели порадовать своими выступлениями жителей Владивостока, Екатеринбурга, Ижевска, Казани, Нижнего Тагила, Новосибирска, Омска, Хабаровска и Якутска.
Очередные гастроли итальянских дрессировщиков должны были пройти, начиная с февраля, в городе на Неве. Но планы сломал коронавирус, зрители Северной столицы остались без 100 ярких представлений, а 26 экзотических зверей и сегодня вынуждены томиться в тесных помещениях Большого Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке, вызывая обоснованные сетования его директора Казбека Боллоева.
Немного о том, что именно не посчастливилось увидеть маленьким петербуржцам. Коррадо Тоньи вместе с женой Сьюзан превращают арену в танцевальную площадку для индийских слоних Карлы и Ранни. Давио Тонби, облачившись в доспехи римского гладиатора, устраивает шоу сразу с пятью грациозными тигрицами. Он же, обернувшись восточным факиром, укрощает огромных тропических змей и зубастых крокодилов. В этой же программе выступают и обладатели «Золотого клоуна» Международного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло – российские воздушные гимнасты Мальвина Абакарова и Валерий Сычев.
Подписанию гастрольного контракта с Цирком Тоньи в Санкт-Петербурге предшествовал громкий скандал. Под Новый год Владимир Шемякин приказал своему филиалу на Фонтанке принять в прокат программу «Бурлеск», подготовленную продюсерским центром «Королевский цирк». Её автором являлся главный режиссёр «Росгосцирка» Гия Эрадзе. Это был виртуозный фокус по перекачке денег налогоплательщиков в частные руки одного из руководителей государственной цирковой компании.
Кстати, из документов, оказавшихся в распоряжении «Конкретно.ру», следует, что по состоянию на середину октября 2019 года почти полуторамиллиардная государственная субсидия, выделенная на развитие циркового искусства министром Мединским кризис-менеджеру Шемякину, по постановочной деятельности освоена лишь на 5,08 процентов (!). Столь низкий показатель в «Росгосцирке» попытались объяснить тем, что деньги на подготовку программ были распределены только 22 августа, и заверили, что до конца года «планируется полное освоение».
Но важно другое – Гия Эрадзе подошёл к деньгам «правильно». Наши коллеги из интернет-газеты «Кривое зеркало» выяснили, что «Королевский цирк» за семь месяцев гастролей в Санкт-Петербурге должен был заплатить «Росгосцирку» 140 млн рублей, зато собирался получить почти 300 млн прибыли. Причём работают в «Бурлеске» сотрудники Владимира Шемякина.
Вот бизнес! Берём в аренду артистов «Росгосцирка», заходим прокатной конторой на раскрученную государственную площадку и забираем прибыль в частные руки…
После того, как информация об этой афере просочилась в СМИ, Владимир Шемякин был вынужден, похоже, срочно реабилитироваться. Гия Эрадзе 23 января подал в отставку, а в Санкт-Петербург отправился Цирк Тоньи. Однако гастроли длились недолго. В марте все цирковые площадки были закрыты, и длительное содержание животных здесь легло на плечи ООО «Циркус Интертеймент Компани». Очевидно, что слонам, крокодилам и тиграм приходится нелегко без зрителей.
Впрочем, такая ситуация может оказаться на руку руководству «Росгосцирка» – его мало интересует, куда съедут звери, зато на смену итальянцам-неудачникам, очутившимся в вынужденном простое, торопится новая цирковая программа по мотивам рассказа «Девочка и слон».
Контракт с династией Тоньи на днях планируется расторгнуть в одностороннем порядке, к концу октября помещения Большого Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке должны быть освобождены. Для того чтобы распрощаться с итальянцами, команда Шемякина попыталась привлечь на свою сторону даже прокуратуру, которая усмотрела нарушения правил содержания хищников. Однако, по словам источников «Конкретно.ру», к настоящему времени выявленные замечания устранены.
Не исключено, что подход «Росгосцирка» к судьбе Цирка Тоньи вызовет негативную реакцию со стороны артистов, которые не виноваты в пандемии. И они якобы уже готовы обратиться по этому поводу к министру культуры Ольге Любимовой.
Возвращаясь к уголовному делу о деньгах, юристах и мошенниках, необходимо отметить, что следствие уже установило: услуги оказаны не были, но полностью оплачены. И почему-то кажется – заинтересуйся правоохранительные органы финансовыми потоками «Росгосцирка» в целом, там могут выплыть и не такие истории. Имя Владимира Шемякина пока не фигурирует в уголовном деле, оно возбуждено в отношении неустановленных лиц. Пока?..

Павел Луспекаев, «Конкретно.ру», фото с сайтов «Главк» и «Момент истины»