Ильин погост?

Первый месяц масштабного реформирования похоронной сферы в Ленинградской области отметился, пожалуй, лишь попытками вице-губернатора Михаила Ильина определить на местности, как деликатная отрасль «ляжет» под неназванного пока инвестора с банковской лицензией. Видимо, основным могильщиком 47 региона собирается стать «Россия», что звучит, согласитесь, двусмысленно.

Правила не нужны, и пришла «вертикаль»


Как громко сообщалось в СМИ, «единый оператор» должен положить конец кладбищенской неразберихе, забрать полномочия по регулированию похоронки у муниципалов и привнести цивилизованные правила игры в оказание ритуальных услуг.

Если же сопоставить ряд событий, которые предшествовали «похоронной реформе», то вырисовывается любопытная взаимосвязь. Незадолго до первоапрельского заседания комиссии при правительстве Ленобласти по похоронному делу, которую возглавляет Михаил Ильин, в издании «47 новостей» появилось неоднозначное интервью профессора Михайлова.

Издание известно своей близостью к вице-губернатору, а профессор – тот самый одиозный похоронный деятель Бройлер. Судя по инцидентам, бесконечно возникающим во Всеволожском районе, порядок по отношении к оппонентам выражается у тех, кто почитает Михайлова за авторитет, в зуботычинах, битах и отвертках (или заточках – может, полиция разберётся).

Нет смысла пересказывать, сколько десятков заявлений зарегистрировано в правоохранительных органах по фактам нарушений действующего законодательства – то работниками ООО «ВРК», в учредителях которого значится Бройлер, то их коллегами из дружественного ООО «БИС», то ИП Лигина О.М., то криминальными громилами «бригадира» Маги. Странно, что куратор из областного правительства по фамилии Ильин не проявлял в этих случаях свою напористость и железную волю, чтобы обуздать беспредел.

В интервью Сергей Михайлов был предельно откровенен и заявил, что уходит с похоронного рынка, намереваясь вместе с президентским племянником Романом Путиным заниматься организационно-партийным строительством партии «Россия без коррупции». Учитывая, что сейчас он проходит по делу о взятках муниципальным чиновникам, профессору самое место – в антикоррупционной тусовке.

Кладбищенский деятель, который одновременно читает студентам курс по деловой этике, вместе с мужем Лигиной пытаются убедить суд, что замглавы Всеволожского района Валерий Половинкин брал «похоронные» взятки. Обвиняемый – однокашник Михайлова и крёстный его сына. Сам же профессор являет собой образец соблюдения деловой этики – по словам жены Половинкина, ещё в марте 2018 года он пригрозил чиновнику: если тот не остановит действия против подконтрольных Бройлеру компаний, то будет «сдан» правоохранительным органам как взяточник.

После того, как в декабре 2020 года три судебные инстанции, поддержав доводы Всеволожской городской прокуратуры, вынесли решение о том, что на девяти крупнейших кладбищах ООО «ВРК» оказывает услуги по погребению вне закона, бесчинствовать бройлеровцам на погостах не получится. По крайней мере, под прежней вывеской.

Демонстративно расставаясь с кладбищенским бизнесом, Михайлов сначала пояснил: «На этом поле никому не нужны правила», а затем удовлетворённо произнёс, что в ритуальной сфере 47 региона «появилась новая вертикаль с вице-губернатором Михаилом Ильиным во главе – он способен навести порядок».

Кукловоды горячих линий


Ильин и вправду – рьяно взялся наводить порядок. На следующий же день после заседания комиссии при правительстве Ленобласти Ильин прибыл с инспекцией в Ломоносовский район. Как узнал корреспондент «Конкретно.ру», этот район участники ритуальной сферы считают наряду со Всеволожским наиболее привлекательным – здесь находится 45 кладбищ, две трети из них поставлены на кадастровый учёт.

Замечания, высказанные в ходе визита Михаилом Ильиным, нельзя назвать существенными. Похоже, чиновник решил наведаться в Ломоносовский район с иной целью – например, предметно изучить местность на предмет будущих ритуальных инвестиций.

Вскоре вице-губернатор отметился с рабочим визитом в Приозерске – тоже не самой захудалой территории. Как сообщил Telegram-канал «Тайны Ленинградского двора», перед приездом Ильина обэповцы вдруг нагрянули с обысками в муниципальную похоронную контору, а высокий гость, который в прежние времена курировал по линии МВД областную полицию, первым делом направился на кладбище.

Кстати, изъятию похоронки из ведения муниципалов предшествовала массированная кампания в интернет-СМИ. Характерно, что ее провели площадки, которые принято ассоциировать с правительством 47 региона, или ресурсы, понятные руководству банка «Россия». Внимание журналистов было обращено в сторону Всеволожского района – авторы наперебой сообщали о безобразиях, творящихся там с оказанием ритуальных услуг, причём «под раздачу» попадали лишь противники Бройлера.

А вот зловещие истории с угрозами убийством, избиениями, оказанием силового давления, наездами устрашения Маги на кладбища – почему-то нисколько не интересовали разоблачителей. Так или иначе, все копья летели в сторону учреждённой районным Советом депутатом специализированной службы – МБУ «Ритуальные услуги». Именно попытки этого муниципального учреждения добиться цивилизованного оказания деликатных услуг «отодвинули» Бройлера и примкнувших к нему кладбищенских коммерсантов от 19 погостов Всеволожского района.

Двадцатым объектом, вокруг которого и сегодня не смолкают конфликты, можно назвать кладбище в Углово, откуда никак не выковырять ИП Лигина О.М. – делец в юбке хоронит, как придётся и даже без оформления реестра.

В феврале и марте 2021 года на горячей линии с Александром Дрозденко вдруг раздались звонки от возмущённых граждан. В первый раз губернатору сообщили, что МБУ «Ритуальные услуги» не вывозит с домашних адресов тела умерших людей, пока не приедут похоронные агенты этого предприятия, которые обещают похороны по госрасценкам, а затем выставляют родственникам огромные счета. И Дрозденко сразу же успокоил звонившего, что проверки во Всеволожском районе уже начались.

Видимо, что-то умело подсказал губернатору – главное, проверки. Ведь с их помощью можно «прессануть» любого. И неважно, что в МБУ «Ритуальные услуги» нет ритуальных агентов и учреждение не сотрудничает с коммерческими структурами, которые могут оказывать агентские услуги.

Второй раз губернатору, похоже, вообще втюхали развесистую клюкву. Некий Виталий поведал, как за место на Угловском кладбище для его бабушки – участницы Великой Отечественной войны, МБУ «Ритуальные услуги» потребовало 60 тыс. рублей, а кассовый чек предоставило на 8,2 тысячи, дополнив рукописным бланком какого-то ИП на 51,8 тыс. рублей. Возмущению Дрозденко не было предела – губернатор потребовал, чтобы гражданин обратился к нему письменно, и пообещал подключить прокуратуру.

Горячая линия не работает сама по себе – это секрет Полишинеля. К её организации причастны конкретные чиновники, пользующиеся губернаторским доверием, и чтобы дозвониться «с улицы», нужно пройти серьёзную модерацию, а не просто быть неизвестным «Виталием». Какой же иезуит тонко спровоцировал главу 47 региона на то, чтобы Дрозденко незамедлительно выдал «похоронный» карт-бланш своему заместителю, высоко оценённому Бройлером?

Чей дом? – похоронный…


Несколько недель назад источники, близкие к областным верхам, заговорили, что Михаил Ильин собирается покинуть свой нынешний пост. Версии разнились – кто-то полагал, он вернётся в ряды МВД, а то и станет новым начальником полицейского Главка. Звучало и другое предположение – готовится занять высокую должность в авторитетном кредитном учреждении.

Если второе верно, то оперативность, с которой вице-губернатор вдруг приступил к реформированию похоронки, вполне объяснима. Ильин не скрывает – инвестор в лице банка построит в Ленобласти ритуальные дома, где будут проводиться все прощания родственников с усопшими. Что касается управления кладбищами, его доверят региональной специализированной службе, которая установит единые правила игры и без какой-либо сомнительной налички.

Не так давно подобная экспансия, приводящая к уничтожению или поглощению участников рынка более крупным хищником, называлась переделом. В отличие от 90-х, в которых застрял Мага из Всеволожска, сейчас забрать кусок удобнее, приведя в действие абсолютно легальный механизм – чиновную бумагу.

Минувшей осенью в Санкт-Петербурге «смотрящим» за могильщиками попытался стать спецпредставитель губернатора Сергей Смирнов, замеченный в дружбе с лидером «банды санитаров» Беляевым. В своем первом в жизни интервью главарь киллеров заявил корреспонденту «47 новостей», что друга назначили на большую должность в Смольном, «чтобы увидеть реальную картину городского похоронного бизнеса и навести порядок».

Очень похоже это на то, как отзывался об Ильине криминальный Бройлер. Но аппаратный вес у областного вице-губернатора по безопасности покруче будет. Да и за спиной – «Россия»? А впереди – Ильин погост?

Павел Луспекаев, «Конкретно.ру», фото 47 channel