Автомафия держит цены

Тот, кто рискнет везти пассажира из мурманского аэропорта дешевле, чем за 1000-1200 рублей, «рискует машиной и не только»

 

Кто «держит» аэропорт?

 

Попробуйте, если вы прилетели ночью в аэропорт Мурманск и вас никто не встречает, уехать домой. На площади автобусов нет, а автомафия, оккупировавшая территорию, запрашивает с человека 1000-1200 за поездку до центра Мурманска.

Собственно говоря, подобная автомафия – не мурманское изобретение. Она существует во многих аэропортах, в том числе и в Москве. Да и на автобусных остановках в Мурманске пассажиров всегда поджидают одни и те же машины. Даже таксисты туда не суются – город строго поделен. Вот только кем?

Никто нас не ждал

Наш рейс 29 сентября из Сочи откладывался с 16 часов несколько раз. Якобы злополучный «Боинг-737» летел почему-то из Архангельска, еле добрался до Москвы и там встал на ремонт. Так нам объяснили в справочном. Отремонтировали его ночью, и он прибыл в Адлер. Мы погрузились, прилетели в Мурманск в пять часов утра 30 сентября.

В родном аэропорту нас, оказалось, совсем не ждали. Выгрузившись на перроне под пронизывающим ветром, пассажиры, легко одетые (ведь в Сочи +25), с детишками, поплелись к аэровокзалу.

Двери аэропорта оказались закрытыми. Похоже, все служащие безмятежно спали. Мужчины стучали в двери, в стены, в окна, женщины возмущались, дети плакали. Было холодно, люди мерзли.

Наконец показался заспанный парень и открыл заветную дверь. Пассажиры ринулись в помещение, безобразно маленькое, не приспособленное для большого числа людей. Показались встречающие: утомленные ночным ожиданием отцы семейств, родственники, знакомые. Но основная масса прилетевших в пять утра беспомощно озиралась в поисках транспорта…

В объятиях автомафии

Никаких автобусов или маршруток на площади перед аэропортом не было. Зато появились десятки легковушек, в основном иномарки. А перед дверями, что вели из аэровокзала на улицу, стеной стояли уверенные в себе многочисленные члены автомафии.

Еще не зная, кто эти люди, я по своей наивности обратилась к одному из них: «Скажите, вы можете довезти меня до центра Мурманска? И сколько это будет стоить?» «1200 рублей», – коротко бросил он. Ничего себе, подумала я и отошла от этой группы. Невдалеке стояла машина. Я приблизилась: «Сколько возьмете до центра Мурманска?» – спросила водителя. «Пятьсот», – ответил он. «Отлично, можно садиться?»

Но не успела открыть дверцу машины, как подбежал один из мужчин, что требовали за поездку 1200 рублей, и, оттолкнув меня, начал говорить водителю, что он пожалеет об этой поездке, что рискует машиной и не только.

Я стояла и слушала, не веря своим ушам. Потом, повернувшись к нахалу, спросила: «Вы, собственно, кто, как вас зовут? Покажите ваши документы. Почему вы тут распоряжаетесь?» В ответ – грубость. Но когда я сказала, что сейчас вызову милицию, этот «фрукт» тотчас ретировался…

Однако водитель такси попросил меня: «Ради бога, уходите, иначе они покалечат мою машину, да и мне достанется…»

Этим словам можно было бы не поверить, если бы, приехав в Мурманск и придя на работу, я не прочитала письмо одного из наших читателей, который подробно описывает действия автомафии в аэропорту.

Но сначала сообщу, как я и двое моих коллег-журналисток, прилетевшие этим же ночным рейсом, добрались домой. Елена Ларионова, человек опытный в подобных ситуациях, позвала меня и сказала: «Я уже вызвала такси «Пума» из Мурманска. Скоро будет». И действительно, через 20 минут подошла машина, за рулем ее, как мы потом узнали, был бригадир этой фирмы Сергей Иванович Дубровин, человек исключительно доброжелательный, вежливый и отлично знающий город. Он развез всех нас по адресам, и мы втроем заплатили ему согласно таксе 660 рублей. То есть каждая приехала домой за 220, а не за 1200 рублей. Потом, когда позвонила в «Пуму» и поблагодарила за хорошее обслуживание, они ответили, что всегда рады помочь пассажирам. Но кто об этом знает? В аэропорту телефонов такси нет…

По бандитским законам

А теперь о том, что сообщил наш читатель.

Взяв в аэропорту пассажира, который отдал ему 450 рублей, Сергей (имя изменено) отправился в Мурманск. Но тотчас за его машиной двинулись две иномарки-перехватчицы. Одна машина обогнала его автомобиль, другая ехала следом, прижимая так, что пришлось остановиться. Сергей вышел, чтобы переговорить с этими людьми. Но никто и слушать не желал: сильнейший удар в лицо, потом жесточайшее избиение. И когда, едва живой, он стал подниматься, услышал ругань в свой адрес и напутствие: «Попробуй еще раз появиться в аэропорту».

Сергей с залитым кровью лицом даже не успел запомнить номера машин нападавших. Помнит лишь, что одна была «Тойота» красного цвета. В Мурманск, как он пишет, доехал «на автопилоте», высадил недовольного пассажира (однако записал его телефонный номер) и отправился в травмопункт. Там сделали рентгеновский снимок, и врач выдал диагноз: «Сильные гематомы мягких тканей лица с подозрением на закрытый перелом правой височной кости». И дал направление в областную больницу.

Через три часа, сообщает читатель, ему позвонили из дежурной части милиции, что на вокзале (поскольку обо всех травмах врачи всех медучреждений обязаны сообщать в милицию), и пригласили на беседу.

Рассказав обо всем происшедшем, Сергей, как он пишет, услышал от дежурного прапорщика: «Ты же знаешь, что все стоянки в нашем городе давно поделены и все частники, работающие на них, кому-то платят. Ты еще легко отделался…»

Так что, заключает наш читатель, «мафия все контролирует, и об этом знают все. Но интересно, кто же все-таки «держит» аэропорт и кто стоит за теми, кто его «держит», фактически поощряя бандитские действия мафии?»

Ночной рейд

Естественно, все это заинтересовало и меня. Встретившись с заместителем начальника УВД области полковником Виктором Пестеревым, обрисовала ему ситуацию, показала письмо читателя. Виктор Николаевич тотчас отдал распоряжение сотрудникам управления милиции по борьбе с нарушениями в сфере потребительского рынка провести соответствующую акцию.

В 19.30 девятого октября два экипажа сотрудников управления отбыли в аэропорт. По пути заехали в Колу к инспекторам ГАИ, которые тоже участвовали в операции, проверили их готовность.

Цель предстоящей акции была простой: узнать, кто же они – ловцы пассажиров, отвозящие людей за 1200 рублей, есть ли у этих граждан документы, разрешающие частную предпринимательскую деятельность. О более глубокой оперативной работе по выявлению мафиозной структуры, о ее «крыше», а значит и коррупции в аэропорту, пока речь не шла.

Мы приехали за час до приземления питерского самолета. Площадь перед аэропортом почти пуста, 8-10 автомобилей, редкие фигуры, слоняющиеся по дорожкам. Аэропорт тоже пуст. Я попыталась найти хотя бы одного работника милиции из ЛОВДТ, но их не было. Никто не дежурил, не следил за порядком – ни сотрудники ЛОВДТ, ни аэропортовские служащие. Было ощущение полного запустения. Видимо, ремонт этого объекта вызвал ремонт и в головах ответственных за порядок на этой территории лиц.

В зале ожидания прибывающих пассажиров не было даже расписания авиарейсов. А с рекламы одной из фирм такси номер ее телефона был вырван с корнем. Причем это была одна-единственная реклама наших многочисленных частных фирм, развозящих граждан. А ведь именно в этом зале и должны были бы висеть телефоны всех фирм такси, чтобы пассажиры сразу же могли их заказать. И уехать не с мафиози за 1200, а на такси за разумные деньги. Наши чиновники, отвечающие за транспорт, не соизволили обеспечить людям элементарный сервис. Да оно им надо? Их встречают служебные машины в любое время суток.

Через 5-10 минут должен был приземлиться питерский самолет. На площади уже были десятки легковушек. Но ни автобус, ни маршрутки не прибыли к этому вечернему авиарейсу. Зато, как мы и предполагали, стеной стояли автомафиози.

Мы не стали дожидаться толпы авиапассажиров, подошли к первым попавшимся представителям крупнотарифного извоза.

Вместе с одним из инспекторов мы, изображая пассажиров, спросили «таксиста»:

– Сколько до улицы Беринга?

– Штука, – ответил довольно пожилой мужчина.

– Согласны, – и мы сели в машину. Роман отдал тысячную купюру, которая была заранее скопирована и номер ее записан. Другая группа сотрудников вместе с девушкой погрузилась в соседнее авто. Их взялся везти молодой энергичный парень.

Примерно через полкилометра обе наши машины на шоссе притормозили инспектора ГАИ, которые были в курсе всей этой операции.

– Ваши документы, – попросили они у обоих водителей. Однако у них оказались лишь водительские удостоверения и, конечно, никаких разрешений на частную предпринимательскую деятельность.

При досмотре были изъяты полученные незаконным путем денежные купюры. Сотрудники управления и инспектора ГАИ записали объяснения водителей, которые пытались утверждать, что везут знакомых…

Я подошла к молодому водителю, что вез группу в другой машине.

– Скажите, где вы работаете, как очутились в аэропорту? И не совестно ли брать с людей такие деньги?

Он лишь успел ответить, что тут первый раз. Вдруг из машины, которая стояла неподалеку, к нему подскочил неизвестный парень, оттащил в сторону и стал его «консультировать». Я подошла к обоим и попыталась продолжить беседу, естественно, представившись. Но новоявленный «адвокат» заорал на меня. Нахамив, повернулся, побежал к своей машине и уехал.

– Кто это? – спросила я оставшегося.

– Да мой знакомый. Живем в одном поселке.

– А здесь как оказался?

– Он работает в аэропорту спасателем.

Что-то не верилось, что у нас такие грубые спасатели. Надо было бы проверить его документы. Тем более что мне показалось, я уже видела эту личность около аэропорта в группе лжетаксистов.

Но, к сожалению, у сотрудников милиции не было оснований задерживать наглого гражданина.

Когда факты задержания обоих водителей были документально оформлены, фамилии, имена и места работы записаны, тысячные купюры изъяты, нарушителей отпустили до суда. Им грозит административное наказание.

Где дефицит там мафия

– А с ней надо бороться более жестко, проводя серьезные оперативные мероприятия, – примерно так сказал Анатолий Зайченко, когда мы с ним на следующий день обсуждали итоги ночного рейда. Так думает, кстати, не только он.

Полковник Виктор Пестерев, подводя итоги акции, сообщил, что уголовная ответственность может наступить лишь в том случае, когда возбуждено уголовное дело.

Ну, что ж, есть письмо человека, есть факт его избиения и фиксация травм, значит, можно начать расследование. Подпись под письмом и дата тоже имеются. Полагаю, пострадавшего найти нетрудно, тем более что он обращался в травмопункт.

На днях мы встретились с вице-губернатором Сергеем Субботиным, который контролирует борьбу с коррупцией. Обрисовав позорную картину в аэропорту, я сообщила о письме читателя. Сергей Алексеевич попросил копию и сказал, что наша милиция с помощью спецподразделений в силах ликвидировать эту автомафию. Более того, у милиции достаточно сил и средств, чтобы узнать, кто является «крышей» этой структуры, и разоблачить преступников.

Но, полагаю, борьбой против автомафии должны заниматься не только милицейские спецслужбы. Как правильно заметил в разговоре Анатолий Зайченко, с нарушителями надо бороться экономическими методами, а для этого наладить регулярные рейсы автобусов, маршруток в вечернее и ночное время – к моменту прибытия самолета. К сожалению, пока подобного в аэропорту не наблюдается.

Согласно расписанию, что висит в зале прибытия, автобусы должны прибывать туда каждый час. Но пассажиры говорят, что такой график не всегда соблюдается. Да и приходят они не к посадке очередного самолета, а к отлету. И тут же уходят обратно. Последний автобус согласно расписанию прибывает в 0.29 и увозит случайно оказавшихся в аэропорту людей только до улицы Беринга…

Однажды летом мне пришлось наблюдать такую картину. Наш самолет прибыл вечером, пассажиров было около сотни. Ждали, пока доставят багаж. К радости, мы увидели прибывший на площадь «Икарус». Он высадил пассажиров, а через 2-3 минуты уехал. В салоне было 5-6 человек – те, что прилетели без багажа. Остальные с возмущением кричали вслед водителю: «Чего же нас не подождал?» А ведь всего-то надо было задержаться минут на 10…

Методов много нет единой воли

Я побеседовала с несколькими ответственными за транспорт в области людьми. В том числе с Петром Принцем, который в момент нашего разговора возглавлял департамент промышленности и транспорта. Вот его точка зрения:

– Руководители авиакомпаний должны заключить договоры с автоколонной 1118. И когда их рейс прибывает или задерживается на какое-то время, диспетчеры обязаны информировать автоколонну. А в этой транспортной организации необходимо иметь наготове один-два дежурных автобуса. Тогда проблема будет снята. И ночью, и вечером люди смогут уехать общественным транспортом. Я сейчас дам распоряжение своим сотрудникам, чтобы они готовили соответствующие предложения.

Андрей Варзугин, генеральный директор ОАО «Автоколонна № 1118» смотрит на проблему так:

– Мы готовы в любое время заключить такие договоры и организовать ночное дежурство автобусов. Но инициатором должен быть, думаю, сам аэропорт. Авиаперевозчики обязаны информировать аэропорт о прибытии задерживаемых рейсов, а служащие аэропорта будут сообщать нам. Все мы – и авиакомпании, и автоколонна – должны работать в единой связке, чтобы пассажирам было удобно доехать до дома. Мы для этого и созданы. Нельзя допускать, чтобы люди страдали.

– Андрей Игоревич, – уточняю я, – наверное, за ночные дежурства можно водителям установить повышенную зарплату. Да и стоимость билетов на ночной автобус вполне разумно увеличить в два-три раза. Пусть будет 100 рублей, но ведь не 1200.

– Я с вами совершенно согласен. И мы готовы заключать договоры с авиаперевозчиками или аэропортом.

Итак, ответственные за перевозки пассажиров чиновники готовы начать разработку системы четкого обслуживания населения, прибывающего в Мурманск самолетами. А что же раньше-то они ничего не предпринимали? И довели аэропорт до того, что там хозяином стала автомафия?

Надо полагать, что и наши многочисленные частные предприятия, объединяющие водителей такси, тоже не останутся в стороне. И их машины, как в старое доброе время, будут встречать прибывающих пассажиров, как это принято во всех цивилизованных странах.

А за всем, естественно, должен быть хороший пригляд сотрудников транспортной милиции, коих сейчас ночью с огнем не сыщешь…

Вот тогда и мафия останется без дела, и «крыша» ее «потечет»… Но желательно, чтобы эту «крышу» и тех, кто за ней стоит и получает свой «кусок», вывели на чистую воду оперативники отделов борьбы с оргпреступностью и коррупцией. Очень хотелось бы узнать имена и фамилии организаторов. И не только в аэропорту.  

 

Зарема Боровая


Мурманский вестник