Почему Аришину… Убрали?

В конце октября Смольный, как в таком случае говорят – без объявления войны, неожиданно обезглавил один из самых ключевых комитетов – по вопросам законности, правопорядка и безопасности, отправив Ольгу Аришину туда же, куда принято ссылать «добросовестных» чиновников: в администрацию губернатора.


Почти как двадцать лет назад

Аришина, пересевшая в декабре 2018 года из кресла старшего помощника городского прокурора (по рассмотрению писем и приёму граждан) на должность советника губернатора по вопросам взаимодействия с правоохранительными органами, за считанные дни поднялась по карьерной лестнице до председателя комитета Смольного, который отвечает за контакты гражданских властей с силовыми структурами. 

Помнится, лет двадцать назад примерно так же шагала Анна Маркова, которая затем стала не только влиятельным вице-губернатором, но и составила реальную конкуренцию Валентине Матвиенко в борьбе за пост хозяйки Северной столицы.

Те яростные выборы наверняка периодически вспоминает Александр Беглов. Незадолго до этого он пережил битву Смольного с городским парламентом, лишь со второго раза согласившегося согласовать его в вице-губернаторы. А когда начались предвыборные баталии, Александру Дмитриевичу доверили временно исполнять обязанности первого лица. 

Правда, проигрыш Матвиенко в первом туре, по мнению политологов, показал, что Беглов не сумел организовать её феерическое вхождение в город, и поэтому отправился работать в полпредство Президента по СЗФО. И вот сейчас креатура губернатора Аришина, победно шагая по коридорам Смольного, вдруг удостоилась от Беглова ссылки в его же администрацию.

Возможно, Ольга Аришина, которая ничем особым не отметилась в должности председателя комитета, могла бы в мирное время и дальше двигаться вверх, но тут началась сначала военная спецоперация на Украина, а потом и частичная мобилизация. 


На фронт – без обещанных денег

Как раз в полномочия вверенного Аришиной ведомства входило взаимодействие с органами военного управления по организации призыва на военную службу и допризывной подготовке. Кроме того, комитет был определён как уполномоченный орган по территориальной обороне в Санкт-Петербурге.

Похоже, именно по этой части структура дала сбой. Всё-таки не прокурорское дело – солдат на фронт отправлять. Если в Ленинградской области были полностью сформированы, вооружены и укомплектованы «именные» артиллерийские дивизионы «Невский», «Ладожский» и «Ленинградский», то Северная столица, которая одновременно с соседним регионом собирала добровольцев в «свои» батальоны «Кронштадт», «Нева» и «Павловск», на конец сентября не отчиталась об отправки в зону СВО хотя бы одного из них. Не помогли даже будки у станций метро, обещавшие выплатить каждому будущему комбатанту единовременно 300 тыс. рублей.

Первый отправился на выход глава мобилизационного управления администрации Санкт-Петербурга Виктор Шевченко. Через несколько дней за ним последовала Ольга Аришина. Кстати, если вспомнить её специализацию в городской прокуратуре по рассмотрению писем и приёму граждан, то это направление оказалось тоже не отработано.


В распоряжении редакции «Конкретно.ру» есть переписка со Смольным сразу нескольких жён, чьи мужья отправились на фронт. Никто из них ни на момент отставки Аришиной, ни месяцем позже, не получил единовременной «губернаторской» выплаты при заключении контракта. Оказывается, те самые сотни тысяч рублей предоставляются мобилизованным гражданам после завершения боевого слаживания и убытия в район непосредственного участия в СВО. А добровольцам старше 50-ти лет, которые ушли на фронт после 20 сентября 2022 года, никакая выплата законодательно не определена.

С одной стороны, 28 мая Владимир Путин внёс изменения в ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», отменив возрастные ограничения для добровольцев, желающих заключить первый контракт с Минобороны. С другой – лица, достигшие предельного возраста пребывания в запасе (50 лет для рядового и сержантского состава), перестают быть военнообязанными. Это не мешает им отправиться на фронт, исключая из списков на получение обещанных 300 тыс. рублей от Смольного. 

«Мужья оказались в зоне боевых действий по идейным соображениям, – пишут жены таких комбатантов, – но оставшиеся в мирной жизни семьи остались без финансовой поддержки, которую ранее получали от своих мужчин и на которую рассчитывали от правительства Санкт-Петербурга, основываясь на обещаниях губернатора. Также стоить отметить, что обмундирование для отправки на СВО семьями приобретались за свой счёт». 

Получается, Ольга Аришина, не решив своевременно вопрос с военкоматами, подставила Александра Беглова перед Президентом, поддержавшим желание отправиться в Донбасс гражданам без ограничения возраста?


Про Петра и ножницы

Вместе с тем, к бывшему председателю комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности возникают вопросы иного свойства. Например, доход её супруга, судя по официальной декларации, резко упал. За прошлый год он заработал 184 918,23 рублей – меньше, чем предусмотрено региональным соглашением о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге.

Это не мешает чете Аришиных иметь земельный надел в 50345 кв. м, жилой дом и квартиру, а также целый автопарк, пять автомобилей – от грузового ЗИЛ 4331 до Тойота Лексус RXRX 300. Безусловно, если учесть, что зарплата жены составляет почти 400 тыс. рублей, можно и разгуляться. И всё же в 2020 году, разгар пандемии, муж председателя зарабатывал порядка двух сотен целковых. Никакой выдумки здесь нет – только данные деклараций, которые есть в открытом доступе. В семейном бюджете образовалась прореха, а имущество и траты на него остались прежними. 


Тут некстати вспоминается рекламный щит на входе в престижный яхт-клуб «Балтиец». Странным образом, летом на нем красовался логотип… комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Хотя яхтинг, если рассуждать здраво, никак не мог быть связан с ведомством под руководством Аришиной. Разве только неформально. С комитетом по спорту – связан безусловно. Но паруса и законность – немного из разных сфер.

Тем не менее, именно при содействии комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности на территории яхт-клуба «Балтиец» в минувшем июне был установлен бюст Петра Первого, его торжественно презентовали в рамках торжественного открытия 48-й навигации. В церемонии приняла участие Ольга Аришина. «Я рада, что удалось воплотить в жизнь проект установки бюста Петру Алексеевичу. – объявила председатель, – Пусть он будет символом новых побед и свершений на благо нашего прекрасного города!».


Душевные слова, правильные. Только осенью в яхт-клуб нагрянула проверка, и логотип комитета странным образом сократился в размерах. И всё-таки главное не в этом. Глава государства вносил коррективы в законодательство, предоставляя добровольцам всех возрастов отправиться на фронт, а председатель профильного комитета Смольного вместо того, чтобы заниматься координацией работы с военкоматами, разрезала позолоченными ножницами ленточку у бюста Петра Первого в «Балтийце».


Эпилог о будущем

Время всё расставит по своим местам. Возможно, жёны добровольцев получат разрекламированную «губернаторскую» выплату. И пусть радует горожан бюст основателя Санкт-Петербурга на побережье Финского залива. А «добросовестный» чиновник Аришина будет и впредь открывать от имени Смольного большие и малые мероприятия в своём безупречном костюме или пальто… Время всё расставит…

Павел Луспекаев, «Конкретно.ру», фото из открытых источников, официального сайта администрации Санкт-Петербурга, личной страницы в ВК