А зори здесь «нездешние»…

Индийская экранизация повести Бориса Васильева о схватке пяти девушек с вражескими диверсантами получилась чрезвычайно впечатляющей. Противоречивые патриотические лозунги совместились в ней с коммунистической пропагандой и явлением самой свирепой героини индуистского пантеона.

 

 

Что только не пересняли плодовитые киностудии Индии! «Звёздные войны» и «Терминатора», «Гарри Поттера» и «Молчание ягнят»… Не обошли вниманием, кстати, нашу «Иронию судьбы ли с легким паром», несколько упростив мотивы героев. Их «Ипполит» очень груб с «Надей», а «Женя» только и думал, как отцепиться от жадной «Гали». Вот главные герои и сбежали от немилых партнеров.

Режиссер индийской версии советской военной драмы «А зори здесь тихие» Джананатхан пошел другим путем. Его творение – фильм Peranmai, переводится как «Доблесть» или «Отвага». Недаром режиссерского наставника звали Бхимсингх Ленин, художника картины – Троцкий Маруду, и главного министра штата Тамилнаду, в котором она снята эта героическая картина – Мутхувел Карунанидхи Сталин. Мало того: среди фильмов Джананатхана есть даже вольная экранизация «Белых ночей» Достоевского.

 

Дурак-Иван – коммунист 

Одному из моих друзей приходилось встречаться с легендарным организатором восстания в гитлеровском лагере смерти Собибор Александром Печерским. На вопрос, как бывшему узнику фильм «Побег из Собибора» с Рутгером Хауэром в роли его самого, Александр Аронович ответил: «Вышло замечательно, но жаль, не показали, что советские участники побега были воспитаны коммунистической партией и комсомолом».

В индийских «Зорях» все наоборот. Сержант Дуриван (точнее Дуруван) – убежденный коммунист. Даже в одном из редких (совсем без них нельзя – Индия же!) танцев актер Джаям Рави со своей партнершей на секунду изображает знаменитую скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». И в женском элитном военном колледже он читает курсанткам лекцию о теории прибавочной стоимости, возмутив начальника этого учебного заведения Ганапати. Потому что вне официальной программы, и вообще – экстремизм!

Выговором за красную пропаганду неприятности сержанта не ограничивается. Недаром его имя Дуруван – звучит почти как Иван-Дурак. Такой он и есть – храбрый, сильный, добрый и очень несчастный. Только страдает не от злых братьев – в родной деревне его как раз уважают. Мастер на все руки: хотите – тигра-людоеда завалит, хотите – у коровы роды примет.

С тигра и коровы как раз все начинается. Проезжая через деревеньку, где отмечали трудовые подвиги Дурувана, курсантки снимают на айфоны песни, пляски и самого героя, а потом он оказывается их инструктором! Деревенский мужик, тамил из низкой касты? Фу!

Больше всего возмутилась пятерка подружек: Туласи, Сушила, Калпана, Дженнифер и Аджита. И не просто возмутилась, а начала бедолагу целенаправленно третировать, пользуясь тем, что Ганапати трепещет перед их влиятельными родственниками. То курсантки пистолет сопрут – начальник немедленно обвиняет сержанта в продаже его террористам. То верещат о домогательствах – Ганапати заставляет Дурувана мыть туалеты. Сверх того на него набрасываются родственники этих влиятельных поганок, а сержант даже сдачи дать не может – посадят.

Дурувану пытается помогать инструктор Виктория – здешняя помкомвзвода Кирьякова, которая еще и монашка. Ее девки боятся – видимо у дамы тоже семья влиятельная. Виктория разоблачает пакостниц, но те не унимаются и перед выездом в джунгли для полевых занятий оставляют Ганапати записку. Типа, если не вернемся вовремя, мужлан нас под деревом насилует! Хотя сами не против с ним переспать и даже захватывают с собой презервативы. У Аджиты робко просыпается совесть – она уже слегка влюблена в сержанта, но сопротивляться подружкам девушка не решается.

 

Богиня с паяльной лампой

В джунглях курсантки топят джип и наталкиваются на мрачных головорезов европейской внешности. Негодяи хотят уничтожить ракету, готовую к старту на расположенном неподалеку космодроме. Ученый, которого играет сам индийский товарищ Троцкий, обещает, что группа спутников «Зеленый прорыв-1» обеспечит стране высокие урожаи.

Хозяева диверсантов явно такому препятствуют, и Дурувану с командой приходится вступать в бой. Часть врагов уничтожена, но гибнут Аджита с Сушилой. Одна идет за помощью через реку и ее засасывает ил, вторую прикалывает ножами к дереву главарь диверсантов, а хуже всего – у защитниц космодрома кончаются патроны. Остаются лишь бутылки с бензином, ножи и арувалы – тесаки вроде мачете с загнутым концом.

Чтобы воодушевить девиц, инструктор призывает их стать богинями Кали, Дурги и Парашакти. Поскольку Кали и Дурга – разные воплощения одной богини, логичнее было бы призвать ее третью ипостась Парвати, но я тонкостей индуизма, увы, не знаю. Главное, что призыв срабатывает. Лица курсанток становятся такими, что понимаешь – божество смерти в них таки воплотилось!

Врагов истребляют, но двое головорезов с переносной ракетной установкой ушли к точке запуска. Стараясь выбить из пленного информацию, барышни жгут ему руку маленькой паяльной лампой – обугленные пальцы показаны во всей красе, а затем добивают камнями. Сержанту слегка не по себе: Кали, оказывается, и правда существует!

Тем временем начальник колледжа находит записку и спешит в лес убить «насильника» с отрядом полиции. Он требует у деревенских сказать, где Дуруван, те естественно не знают, тогда полицейские сносят деревню, избивают ее обитателей и с особым смаком сжигают книги. Забавно, что Ганапати (он же Ганеш) в индуистской религии – бог мудрости и благополучия. Здесь же мразь с таким именем разъясняет, что быдлу учиться не надо, а то станет слишком умным и «выгонит нас отсюда».

Ганапати сталкивается с Дуруваном и пытается его убить. Сержант с удовольствием бьет начальству морду, показывает трупы диверсантов и уходит их добивать. «Зеленый прорыв» стартует, враги уничтожены, вот только медаль за победу над врагами получает подлый начальник Дурувана. Родственницы Сушилы и Аджиты дают интервью о погибших. Сержант муштрует на плацу новых курсанток, призывая отдать жизнь за Родину. На бездомных жителей деревни всем наплевать. Родина оказалась для них злобной мачехой. Да и только ли для них?

Привкус победы, какой он?

Например, российский политолог Алексей Чадаев, который ранее был соратником Бориса Немцова и, между прочим, обличал президента на сайте «Дутый Пу», благодушно уверяет наших соотечественников, что подобное «в порядке вещей». Он констатирует, что «народ у нас лояльный – просто мечта для власти».

Скончавшийся 14 марта 2021 года Джананатхан подтверждал свою позицию и последующими работами. Герои картины «Муха» борются с иностранной медицинской корпорацией, которая при поддержке продажных чиновников испытывает на индийцах зловредные препараты. В фильме «Общая земля» другие корпорации и купленное ими правительство превращают Индию в свалку отходов. Коммунист Балусами берется за оружие, но терпит поражение. В финале он идет на виселицу, успев призвать продолжить правое дело, а палач сходит с ума.

Тем временем в России сняли фильм про восстание в Собиборе. Режиссером выступил актер Константин Хабенский. Не сомневаясь в его творческом таланте, отметим, что он защищал Светлану Бахмину – соратницу олигарха и иноагента Михаила Ходорковского*, на президентских выборах поддерживал другого олигарха – Михаила Прохорова, а теперь исправно колеблется вместе с генеральной линией партии.

Александра Печерского актер Хабенский сыграл лично, заявив, что ему было важно показать момент «превращения из советского человека в человека нормального». И почему-то, как я считаю, воплотил на экране жалкое криворотое существо, которое с воплями «Да еврей я!» пытается демонстрировать соседям по бараку свои обрезанные гениталии. В то время как в прежнем «Побеге из Собибора» советские военнопленные во главе с Хауэром входят в лагерь строевым шагом, внушая надежду заключенным и страх палачам.

Неужели, мы равняемся на причудливо патриотичное индийское кино? В таком случае вспоминаются слова замначальника управления Росгвардии по ДНР Александра Ходаковского, что «те, кто красовался в тылу, поползут вереницами в школы рассказывать детям о том, как они воевали, и те, кто загибался в окопах, выстроятся в очереди за льготами на коммуналку». Повесть Бориса Васильева была все-таки о другом…

 

*Признан иностранным агентом на территории РФ.

 

Юрий Нерсесов, «Конкретно.ру», фото sevengardens.com.sa и jeyamravifanskk.blogspot.com