Ахтунг! Ахтунг! Дас ист "пластиковые" рейдеры...

Крупное петербургское предприятие подверглось атаке "ястребов" доктора Вильгельма Кольайка. Неизвестные лица, заинтересованные, как и сам доктор, в срочной санации производителя пластиковой тары, изготовили поддельные учредительные документы и выкинули из бизнеса российского предпринимателя Владимира Склярова. Какая судьба ожидает теперь петербургский завод "Континентал Пласт" - одному богу известно. Немецкий лекарь с чисто арийской педантичностью изымает российские активы, вербуя на свою сторону топ-менеджеров предприятия...

Широкой поступью шагал совместный бизнес

А как хорошо все начиналось. В далеком теперь, предкризисном девяносто седьмом году петербуржец Сергей Косинцев открыл компанию по поставке в Россию современной упаковки для химикатов, красок и пищевых продуктов. Это была пора становления новых предприятий, избавившихся от бандитской опеки. Уже через год открылся завод "Континентал Пласт", где начали самостоятельно производить продукцию, в которой остро нуждались и предприятия строительной индустрии, и пищевики, и изготовители автокосметики.

 Вскоре отечественное предприятие заработало свой первый миллион долларов. А потом упаковка от "Континентал Пласт" стала пользоваться спросом не только на российских просторах, но и за рубежом. Казалось бы, только и оставалось Сергею Косинцеву, что радоваться жизни.

По правде говоря, успех предприятия заключался не только в том, что бизнесмен "угадал" растущую потребность рынка в новом виде товара. Стратегическим партнером петербургского предпринимателя выступил авторитетный Европейский банк реконструкции и развития. Европейцы приобрели 30% акций предприятия, обеспечив производству финансовую стабильность. Вдобавок, оказались в залоге у ЕБРР и оставшиеся акции, принадлежавшие Сергею Косинцеву. В качестве обеспечения дополнительных гарантий. Инвестиционный договор предполагал, что если дело не выгорит, и банк вложил деньги в пустую затею, то европейцы, как минимум, полностью заберут предприятие. И сами будут решать его дальнейшую судьбу.

Однако миллион прирастал к миллиону. И ЕБРР, осознав перспективу пластикового производства, уступил свой пакет акций оффшорному фонду "Квадрига Капитал Россия", который управлялся немецким бизнесменом герром Кольайком. Партнерство между создателем "Континентал Пласта" и новыми акционерами успешно развивалось, пока осенью 2008 года не ударил очередной экономический кризис.

Особенность "немецкого порядка"

Уже в ноябре позапрошлого года спрос на продукцию предприятия резко упал. Объемы производства "съежились". Начали расти долговые обязательства перед кредитными учреждениями. Весной 2009 года общая задолженность завода перед кредиторами составила свыше 60 млн. долларов. Кредитная удавка затягивалась, Сергей Косинцев запаниковал, и "Континентал Пласт" самостоятельно инициировал банкротство, чтобы оттянуть выплату заемных средств и спасти производство.

Очевидно, что плачевное состояние дел не вызывало у фонда "Квадрига Капитал Россия" особой радости. У российского держателя 70% акций начались неприятности, и деморализованный Сергей Косинцев решил подарить свою долю Владимиру Склярову. Предприниматель, одаренный контрольным пакетом акций "Континентал Пласта", раньше таким бизнесом не занимался, но будучи человеком активным, решил взяться за выведение предприятия из опасного пике.

То ли доктор Вильгельм Кольайк заранее видел себя единоличным владельцем петербургского завода, то ли готов был привлечь в дело нового инвестора, забрав от греха подальше вложенные капиталы, но отношения с Владимиром Скляровым у "Квадрига Капитал Россия" не заладились. Не могли согласиться иностранцы с тем, как ушел из-под их опеки Сергей Косинцев. Ведь продавать 70% акций он мог только с согласия остальных собственников завода, а то, что доля будет подарена кому-то "на стороне", герру Кольайку в голову, вероятно, просто не приходило. Никак не укладывалась эта схема в привычный немецкий уклад или (как кому удобнее) порядок...

В августе Владимир Скляров, разобравшись с ситуацией на предприятии, созвал общее собрание акционеров. Требовалось провести ротацию в органах управления, поменять генерального директора, которым оставался бывший совладелец Сергей Косинцев. Руководство "Квадрига Капитал Россия" с инициативой нового товарища по бизнесу согласилось, уточнили дату проведения – 27 августа. Каково же было удивление Владимира Склярова, когда младшие партнеры проигнорировали общий сбор!..

Особенность "немецкого порядка" вскрылась, когда на предприятии неожиданно появился некто Андрей Баранов, заявив свои полномочия как генеральный директор "Континентал Пласта". Оказалось, что 11 августа состоялось... общее собрание акционеров предприятия, и в соответствии с оформленным протоколом единственным владельцем завода объявил себя фонд "Квадрига Капитал Россия". На этом основании налоговые органы провели государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ. А владелец 70%-го пакета акций Владимир Скляров в одночасье стал никем.

Инвесторы или уголовники?

Впору задаться вопросом - нет ли в этой истории какого-нибудь подтекста? Может быть, Владимир Скляров забрал себе львиную долю собственности силой? Или пытается оболгать честнейшего герра Кольайка, вкладывающего западные деньги в "медвежью" страну? А вдруг этот "контрольный" собственник тихо переоформил залог, и "Квадрига Капитал Россия" действительно превратился в единоличного владельца предприятия?

На фактурного парня, который в девяностые виртуозно работал битой, Владимир Скляров не похож. Обычный коммерсант, каких только в Петербурге - тысячи. И находящиеся под залогом акции, подаренные ему Сергеем Косинцевым, он не переоформлял и никому не уступал. Что касается честнейшего герра Кольайка, то правоохранительные органы  Петербурга расследуют уголовное дело, возбужденное в отношении неустановленных лиц, которые предоставили в налоговую инспекцию подложные документы. На основании "левых" бумажек была проведена государственная регистрация и во главе "Континентал Пласта" встал Андрей Баранов. Подробнее изучив обстановку, следователи переквалифицировали состав преступления в мошенничество, совершенное по предварительному сговору группой лиц.

Как бы ни чтил Райнхард Вильгельм Кольайк законы своей страны, в этом случае, похоже, он решил не слишком церемониться. Андрей Баранов, наоборот, старается не вступать в сложные отношения с российским законом, но специализируется на работе конкурсного управляющего. В его личном активе - почти два десятка предприятий, ликвидированных по решению суда, в том числе вследствие банкротства.

Появление такого "ястреба" на заводе "Континентал Пласт" настораживает не только Владимира Склярова, который намерен доказать в суде свое право на владение 70% акций завода, но и тех, кто сегодня там работает. Слишком низка вероятность, что "подложный" директор планирует оздоровить предприятие, а не привести его к окончательному банкротству. Не надо забывать и о том, что существует немало схем вывода активов. Например, формирование искусственной задолженности перед неким юридическим лицом. Чуть-чуть усилий, и имущество завода может перекочевать в чьи-нибудь заинтересованные руки. Откуда растут они - от конкурента с российскими корням или хватких "инвесторов" из-за кордона?

Любопытно, что топ-менеджеры "Континентал Пласта" неожиданно воспылали странной любовью к компании "Куттерер-Рус", которая тоже занимается изготовлением пластиковой тары. К процессу производства упаковки на новом предприятии подключились и работники завода, попавшего в финансовые тиски. А вот то, что двойная игра топ-менеджеров нисколько не тревожит "Квадрига Капитал Россия", заставляет задуматься - кто скрывается за компанией "Куттерер-Рус"?

Есть такая работа - родину "зачищать"...

Похоже, европейцы преуспели в рейдерских операциях, которые до недавнего времени считались таким же российским явлением, как тюремный шансон, предпочтение работать с черным налом и участие наудачу в финансовых пирамидах. Окончательно ассимилировался в Петербурге и герр  Кольайк. Завел местную семью и, судя по методам отъема собственности на "Континентал Пласт", предпочитает в бизнесе два арифметических действия - отнимать и делить.

Решительно готов "зачищать" родину на отдельно взятом петербургском предприятии зиц-директор Андрей Баранов. Рвутся встать под иноземные знамена и несколько топ-менеджеров завода. Называть их имена пока нет нужды - немецкий доктор прикроется перебежчиками, как щитом, если не только правоохранительные органы, но и суд даст соответствующую квалификацию сомнительным действиям фонда "Квадрига Капитал Россия".

Павел Луспекаев