После праздника к причальной стенке?

Сняв алые паруса, фрегат «Штандарт» оказался со своими проблемами один на один
«...Теперь у фрегата свои будничные заботы. 4 июля он должен быть в датском городе Орхусе, стартовать в международной регате учебных парусных судов. Естественно, под своими боевыми белыми парусами.
В Европе его любят и ждут». Так закончил я опубликованный в нашей газете 25 июня репортаж о прошедшем на берегах Невы празднике выпускников «Алые паруса». Речь шла о главном «герое» той ночи – фрегате «Штандарт», который и пронес над Невой те самые алые паруса.
Теперь приходится признать то, о чем в эйфории от сказочного зрелища говорить не хотелось. Выход в море для фрегата тогда был под большим вопросом. Хотелось верить, что все образуется, но, увы, парусник в море так и не вышел.

Что же вдруг случилось? Ведь «Штандарт» уже семь лет бороздит Балтику и близлежащие моря. Участвовал в десятках фестивалей и международных регат. Его знают и любят во всей Европе.
А произошла вещь у нас, увы, обычная и отдающая явным чиновничьим произволом. Семь лет «Штандарт» имел статус частной яхты, зарегистрированной в областной ГИМСе. И вдруг в мае этого года ее чиновники спохватились: на паруснике – больше 12 пассажиров. А для данного класса судов столько не положено. То, что эти мальчики и девочки, большей части которых уже минуло 18 лет, – не пассажиры, а экипаж, прошедший специальную подготовку, никого почему-то не убедило. И ГИМС выдала предписание о снятии парусника с учета.

Капитан «Штандарта» Владимир Мартусь обратился в Речной регистр. Тот рассмотрел заявку, проверил парусник на соответствие всем техническим параметрам и выдал классификационное свидетельство на «парусно-моторное судно специального назначения» класса ОПР – озерного и прибрежного плавания. Парадоксально, но более высокая ступень в яхтенной иерархии фактически означала ограничение возможностей. Если раньше «Штандарт» мог ходить в море без ограничений, то теперь – не далее 10 миль от берега.

Но самое страшное оказалось не в этом. Теперь всем членам экипажа нужно оформлять паспорта моряков. Во-первых, занимает это примерно месяц. Во-вторых, дадут ли такие паспорта тем, кто еще ни разу и в море-то не ходил? Парусник-то учебный – так и был задуман. В итоге срывается масса летних планов на регаты и международные фестивали. Экипаж, многие месяцы оттачивающий свое мастерство (все, к примеру, прошли специальную подготовку и получили международные сертификаты по борьбе за живучесть и использование спасательных плотов), остается на берегу. А ведь это в большинстве своем школьники и студенты, время которых ограничено каникулами...

Вся беда, считает Мартусь, в несовершенстве нашего законодательства. Ну не предусмотрены у нас парусные учебные суда с количеством пассажиров более 12 человек! Не вписывается «Штандарт» ни в какие рамки, потому что нет пока в России таких судов...
Да, Речной регистр – ведомство федеральное. Но, может быть, петербургские власти могли бы выйти туда с каким-то ходатайством? Ведь «Штандарт» перед городом имеет заслуги немалые. И «Алые паруса», и 300-летний юбилей, и праздники поменьше – везде он был визитной карточкой Петербурга.
Сегодня капитан фрегата сделает еще одну попытку вывести свой корабль в море. По старым документам – ведь они еще не отобраны. На открытие регаты парусник уже опоздал. Но есть еще шанс успеть на старт первого гоночного этапа – он состоится 10 июля возле острова Борнхольм. «Штандарт» внес заявочный взнос, зарегистрировался в стартовых документах. Готов нести по морям флаги России и Петербурга. Или Петербургу это не надо?

Михаил Рутман

Санкт-Петербургские ведомости, № 120

© 2000 Издательский дом «С.-Петербургские ведомости»