Торговлю – с колес!

В прошлом номере журнала «Новости малого бизнеса» (№4, май-июнь, 2011) была затронута тема о реализации городской социальной программы «Автолавки». Представители КЭРППиТа постарались поделиться с нами исчерпывающей информацией. Ведь богатый опыт выездной торговли на селе подсказал чиновникам, как можно обеспечить горожан продуктами первой необходимости – дешево и рядом с домом. Публикация неожиданно вызвала массу негативных откликов. Предприниматели обвиняли нас в том, что журналисты искажают реальную ситуацию с торговлей на колесах. Пришлось вернуться к теме…

Преимущество автолавок перед стационарными объектами торговли неоспоримо – продавцы экономят деньги на подключении к канализации и электроэнергии, а потребители приобретают продукты с небольшой наценкой и безо всяких очередей. Казалось бы, чего проще? Составить список тех мест, где автолавкам стоять нельзя, и дать зеленый свет торговле на колесах. Но не был бы российский чиновник чиновником, если бы разрешил предпринимательскую инициативу...

Торговля пирожками – самый гонимый бизнес после наркотиков

Вопросы потребительского рынка, а значит и организации передвижной торговли, курирует в Санкт-Петербурге заместитель председателя КЭРППиТа Анна Рухмакова. И к ней у предпринимателей давно накопилась масса вопросов.

Дело в том, что успех торговли напрямую зависит от того, в какой точке стоит автолавка. Здесь каждые десять метров имеют колоссальное значение. Судьба любого передвижного объекта решается в КЭРППиТе, где руководствуются Административным регламентом. Благодаря особому рвению чиновников, ряд предпринимателей уже отказались от такого «выгодного во всех отношениях» бизнеса.

Продукция компании «Бон Батон» давно знакома петербуржцам, но в 2010 году компания резко изменила стратегию своего развития. Официальное объяснение: раньше не хватало свободных площадей, и приоритет отдавался автолавкам. А есть версия не официальная, и она больше похожая на истину. Как рассказал корреспонденту «Новостей малого бизнеса» один из бывших топ-менеджеров «Бон Батона», предприятие было вынуждено свернуть уличную торговлю, потому что свободного места для машин с булочками в городе «не нашлось». Из 15 точек, выбранных компанией и предварительно одобренных (!) в КЭРППиТе, ни одна не получила разрешение на торговлю. Каждый раз основанием для отказа были резолюции с субъективными формулировками. Пока шла затяжная переписка, из компании уволилась часть сотрудников. Бизнес начал терпеть явные убытки.

Теперь любимой шуткой руководства компании является фраза: «Торговля пирожками – самый гонимый бизнес после наркотиков».

В «Бон Батоне» уверены – окажи они денежную «поддержку» чиновникам, автолавки стояли бы себе спокойно, ведь руководству компании недвусмысленно давали понять, что надо попросту занести куда следует. К слову, как нам удалось выяснить, в Санкт-Петербурге существует твердая такса за место под каждую автолавку, а именно, 50 тыс. рублей. В собственности «Бон Батона» на тот момент находились 11 машин. Посчитав сумму, которая требуется на взятки, руководство предпочло свернуть бизнес с колес. А несколько месяцев назад в компании поменялся собственник. Новому владельцу повезло – весь автопарк обошелся по смешной цене, всего лишь в пять с небольшим миллионов рублей. Бывшие хозяева хлебного бизнеса понесли явные убытки. По самым скромным подсчетам, их вложения составили в несколько раз больше…

Вообще, пирожковый бизнес в Питере тема особая. Те, кто все же завоевал себе место под солнцем, предпочитают молчать. Так, после обращения в фирму «Буше» мы получили лаконичный, но исчерпывающий ответ: «Не даем никаких комментариев, – сказал руководитель отдела маркетинга, – Нам так будет проще работать». Возможно потому, что успешное продвижение этой фирмы знающие люди связывают с именем влиятельного петербургского чиновника.

«А мы их душили, душили...»

За комментарием, берут ли чиновники взятки, мы обратились в КЭРППиТ. Но никакого ответа от Анны Рухмаковой не последовало. Зато с нами пообщалась ее прямая подчиненная, начальник отдела программ развития торговли Вера Горина. Она считает, что никаких проблем с предпринимателями по поводу размещения автолавок нет. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге действуют 263 выездные торговые точки. Все заявки рассматриваются в десятидневный срок, и если нет нарушений, то выдается разрешение на торговлю. При этом Вера Горина затруднилась пояснить, почему кое-кто из предпринимателей, торгующих без всяких разрешительных документов, чувствует себя вполне вольготно и не боится проверок. Равно как и не получили мы ответа на вопрос, почему «Бон Батон» не нашел себе места под солнцем.

Абсурда ситуации добавляет выступление «единоросса» Сергея Никешина, председателя комиссии по городскому хозяйству ЗакСа. В своем февральском обращении к губернатору он призвал пересмотреть схемы размещения автолавок и отозвать выданные их владельцам разрешения на торговлю. Как полагает депутат, расположение передвижных объектов в непосредственной близости к станциям метро не соответствует основным понятиям федерального закона «О противодействии терроризму». И хотя Сергей Никешин напрямую не имеет никакого отношения к торговле, к его словам почему-то прислушалась часть глав районных администраций.

Террористов привлекает колбаса…

Генеральный директор ООО «Петербурженка» Александр Вихорев в разговоре не может сдержать возмущения. В 2009 году компания одной из первых начала осваивать торговлю с автолавок. Для предприятия это было, безусловно, выгодно: во-первых, быстрый возврат денег за реализованную продукцию (в крупных торговых сетях средняя отсрочка за проданный товар составляет 30-45 дней), во-вторых, возможность реализовать колбасные изделия без дополнительной наценки, в-третьих, собственная автолавка позволяет предложить потребителю полный ассортимент товара.

Бизнес шел неплохо до последнего времени, но страшнее кризиса сказалась на продаже мясных деликатесов депутатская инициатива. Недавно руководство компании получило письмо за подписью главы Кировского района с требованием убрать автолавки от станций метро «Ленинский проспект» и «Проспект ветеранов». Заметим, все разрешительные документы у ООО «Петербурженка» в полном порядке. Причина демонтажа: угроза терроризма.

– Иначе как очередным разделом рынка, я это назвать не могу, – говорит Александр Вихорев. – Из-за таких вот предписаний терпим убытки, страдают потребители. Мы честно оформили все документы, благоустроили территорию вокруг автолавок, потратили серьезные средства на то, чтобы сделать нормальный свет, подключить холодильное оборудование – получается в никуда. А самое обидное, что стоило только освободить территорию, как на наших точках появились автолавки «Ленрегионпродукта». Работают они без всяких документов, и что-то власти не торопятся их убирать. Видимо, в этом случае закон «О противодействии терроризму» не действует. Жаловаться кому-либо бесполезно. Почему одним можно, а другим нет?

Ситуацию прокомментировал «Новостям малого бизнеса» глава Кировского района Алексей Кондрашов, пояснив, что территория сегодня в буквальном смысле слова перегружена автолавками. Для сравнения, в Невском районе их всего 13, в Кировском – 65, и все сосредоточены около четырех станций метрополитена. Администрация района совместно с представителями КЭРППиТа провела мониторинг и решила уменьшить количество автолавок ровно в два раза. В числе тех, кто попал в «черный список», оказалась и «Петербурженка». Торговая точка, появившаяся на этом же самом месте, действительно работает несанкционированно, но этот вопрос относится к полномочиям УВД.

Похоже, инициатива депутата Никешина стала неким катализатором, благодаря чему на ранее недоступные торговые точки можно вывести новых игроков.

– Даже очень влиятельный коллега не может подменить собой коллегиальное решение правительства, – считает Александр Ольховский, председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности ЗакСа. – Наличие автолавок в городе, безусловно, благо. Это возможность здоровой конкуренции между предпринимателями и очевидная выгода потребителю. Я сам с удовольствием отовариваюсь в мясной лавке недалеко от общественной приемной на улице Котина. Ассортимент замечательный, цены ниже, чем в магазинах, и всегда все свежее. Вопрос в том, как упорядочить этот бизнес, как прописать правила игры, чтобы было все понятно. А коррупция? К сожалению, в нашей стране вопрос коррупции не относится лишь к автолавкам, это система...

Пока же, как показывает практика, ни один предприниматель, даже получивший все мыслимые и не мыслимые разрешения, не может быть застрахован от того, что завтра его не попросят с места. А на торговой точке не окажется кто-то более симпатичный чиновнику или «лицу при исполнении»...

    Олег Захаров, «Новости малого бизнеса»