Чекисты взяли Смольный

 

Впервые за всю историю государства российского у руля Северной столицы встал генерал спецслужбы. Как ни странно, в советское время чекисты не стремились заниматься политикой. Многое поменялось, когда в стране была провозглашена демократия, и в Смольный вместе с мэром Анатолием Собчаком пришел «опекавший» его старший офицер КГБ Владимир Путин. С той поры и начался исход представителей спецслужб, который привел к тому, что сегодня почти половина Правительства России, так или иначе, ассоциируется с погонами василькового цвета.

В 2003 году Кремль позволил Валентине Матвиенко стать хозяйкой Смольного, только придав ей в качестве сопровождения двух представителей спецслужб. Это условие сохранялось и дальше. За все годы ее правления в городском правительстве поменялось немало вице-губернаторов, но число «прикрепленных» чекистов оставалось неизменным. Как изменится расстановка сил при генерале Полтавченко? Когда-то в эксклюзивном интервью корреспонденту «Оперативного прикрытия» он невзначай произнес: «Один из представителей нашей профессии был апостолом…»

 

Правда, эти слова относились к налоговой полиции, которую Георгию Полтавченко предложили создать в Санкт-Петербурге. Что характерно, какого-либо беспредела со стороны новой силовой структуры сегодня не припомнил ни один из опрошенных нами представителей бизнеса, хотя в своих действиях налоговые полицейские особо не церемонились.

Георгий Полтавченко – один из немногих высокопоставленных чиновников, который избежал участия в разного рода скандалах, его имя не замарано в коррупционных схемах. Будучи полпредом Президента России в Центральном федеральном округе, он сумел выстроить рабочие отношения даже с московским градоначальником Юрием Лужковым, всегда отличавшимся крутым нравом. По-доброму отзываются о коллеге и ветераны-чекисты: уравновешенный, здравый, не склонный к эпатажу. И никакого чванства. Практически идеальная картинка. И такое случается?

Ближайший сподвижник нового назначенца сейчас руководит одним из ключевых подразделений ФСБ РФ – Службой по борьбе с терроризмом. Полпред по Центральной России не утратил связей с товарищами по работе в Северной столице, и не отказывается помочь коллеге, который попал в немилость по воле высокого начальства. На сегодняшний день генерал Полтавченко исполняет обязанности губернатора Санкт-Петербурга, но уже буквально через несколько дней может возвратиться в город всерьез и надолго. Возможно, опубликованное ниже интервью поможет петербуржцам чуть больше узнать о человеке, которому доверено налаживать нашу жизнь.

    Кирилл Метелев, «Конкретно.ру»,

    фото из архива «Оперативного прикрытия»


Георгий Полтавченко: «Один из нашей профессии был апостолом…»

Триединство налоговой полиции было заложено с самого начала ее образования. Сотрудниками стали выходцы из органов госбезопасности, структур МВД и армейские офицеры. Удалось ли новому силовому ведомству, недавно отметившему пятилетие, обрести свой корпоративный дух, традиции, авторитет?

– Нам, наверное, в этом смысле, повезло. Когда, несколько лет назад мы отмечали свои маленькие праздники, всегда поднимали тост за Маугли, который говорил: «Ты и я – одной крови». Сегодня разделения по былой принадлежности к разным силовым структурам не чувствуется. Конечно, мы трепетно относимся к службе, с которой каждый начинал в молодости. И все Управление традиционно отмечает Дни милиции, чекиста и Красной армии. Мы – полицейские, и этим гордимся. Хотя ухо немного и режет от такого названия. Если бы мне лет десять-пятнадцать назад кто-нибудь сказал, что я стану полицейским, просто рассмеялся бы.

– И чего же поначалу было больше – поражений или побед?

– Мы пришли побеждать, заниматься реальной работой и получать конкретный результат. Самым первым мероприятием для налоговой полиции Санкт-Петербурга стал захват «левого» хлебного фургона. Тогда еще о нас никто не знал и всерьез не воспринимал. Чуть позднее с большим трудом «отвоевали» у коммерческих структур свое первое здание на 2-ой Советской, дом 3/7. Где сейчас и размещается основная часть личного состава Управления.

– А почему возглавить новую структуру предложили именно Георгию Полтавченко?

– Я слышал несколько версий. Одна из них – Дмитрий Филиппов, возглавлявший тогда налоговую инспекцию, обратился с просьбой к начальнику Управления ФСБ Сергею Степашину рекомендовать человека, который имеет опыт руководящей работы, еще хочет послужить и не думает о пенсии. Тот предложил мою кандидатуру. Я подумал денек. Согласился. По всей стране создавалась новая спецслужба, все было необычно, и каких-то трудностей с переходом я не почувствовал. Строить всегда интересно…

Когда мне предложили перейти в налоговую полицию, спросил, могу ли взять кого-то с прежней работы. Потому что понимал – один ничего не сделаю. Мне ответили: «На всех не рассчитывай, но кое-кого отпустим». Пришел. Собрали первую десятку и начали работать. Самое главное, коллектив сформировался боеспособный и, на мой взгляд, достаточно профессиональный.

– Неискушенные предприниматели стараются налоги просто не платить, более грамотные люди используют легальные формы ухода от них. Короче говоря, беда для государства, да и только. Не опускаются руки от такого налогового «беспредела»?

– Конечно же сложно. Я готов согласиться с термином «налоговый беспредел». К сожалению, наше законодательство иногда противоречит само себе. И те, кто поумнее, действительно используют этот момент, чтобы на вполне законных основаниях уклониться от уплаты налогов. Ну а те, кто впрямую «убегает» от платежей – наша стопроцентная клиентура.

В нашей стране еще не появилось налоговой культуры. Если на Западе человек с гордостью называет себя честным налогоплательщиком. У нас, почему-то, люди стыдятся об этом говорить. И даже недавний премьер-министр Виктор Черномырдин произнес крылатую фразу о том, что в России уклонение от уплаты налогов – один из национальных видов спорта. Многие этим бравируют, не понимая о наносимом себе вреде.

Ну какой бы ты не был крутой, при всех делах, огромных деньгах, которые заработал или украл, не заплатив налоги – не дай Бог, едешь на своем шикарном «мерседесе», пуля прилетела, и ага: скорая помощь быстрее к миллионеру не приедет, если машина сломана, бензина нет и медикаментами не обеспечена оттого, что бюджет пуст.

– Ну а если человек вдруг повинится, придет в налоговую полицию, мол, виноват, не платил налоги. Вот сейчас решил жить по-честному…

– Не так давно был принят Закон о внесении дополнений в Уголовный Кодекс РФ, где четко сказано: гражданин, который совершил налоговое преступление и при этом полностью возместил нанесенный государству ущерб, освобождается от уголовной ответственности. То есть, мы его обнимем, поцелуем, возьмем ровно столько денег, сколько он должен заплатить, а если захочет, можем еще и отрекламировать. И отпустим с миром.

– Какие направления предпринимательской деятельности кажутся генералу Полтавченко наиболее подверженными криминализации с точки зрения налоговых преступлений?

– Во-первых, внешнеэкономическая деятельность. Кроме того, надеюсь, мы наведем порядок во всем, что связано с производством и торговлей алкогольной продукцией. Для чего у нас недавно создано специальное оперативное подразделение – Служба «А». Затем, нефтяной бизнес. И, наконец, кредитно-финансовая сфера – обналичивание.

– С самого начала своей деятельности налоговая полиция использовала в работе устрашающую амуницию и особо не церемонилась в силовом воздействии на коммерсантов. Однажды, вроде бы, прикладом автомата «припечатали» даже иностранного подданного, неверно истолковав его попытку достать паспорт из внутреннего кармана. Что изменилось с тех пор?

– Я не припомню такой истории, но, думаю, она вполне могла бы произойти. Если проводится мероприятие, когда полицейские четко и внятно представляются и просят всех оставаться на своих местах, а кто-то начинает совершать резкие движения, может вообще случиться все, что угодно.

Мы разбирались в Управлении по каждой жалобе, поступившей в прокуратуру. Среди них было много абсолютно надуманных. Но за превышение сотрудником полномочий мы его серьезно наказывали, вплоть до увольнения. Ведь вооруженный человек, представляющий государство, обязан адекватно действовать в любой ситуации. Вопреки расхожему мнению о грубости сотрудников службы физзащиты, они выезжают только туда, где. По предварительным оперативным данным, полицейский или инспектор могут столкнуться с сопротивлением или действиями насильственного характера. Что неоднократно и происходило.

Как быть, если люди закрылись и не пускают? Приходится взламывать двери в соответствии с нашим законным правом беспрепятственного проникновения в любое помещение. Но в каждом подобном случае, даже если не поступило жалобы, мы проводим служебную проверку. Поскольку вопрос щекотливый, с сотрудниками службы физзащиты постоянно проводится учеба, инструктаж, сдачи зачетов на знание ими законодательных актов.

– Как Георгий Полтавченко относится к слову «мытарь»?

– Ну а что в нем плохого? Оно еще в Священном Писании звучит. Один из представителей нашей профессии был аж целым апостолом, с господом нашим Иисусом Христом вместе трудился над улучшением рода человеческого. Кстати, приятно, что к нашей работе положительно относится церковь. Я встречался со священниками различного ранга, они говорили о нашей службе как не только людям полезной, но и Богу угодной. Я не стыжусь этого древнего слова.

– О генерале Полтавченко часто как о спортсмене говорят и страстном болельщике…

– Да, я до сих пор с удовольствием играю в баскетбол, иногда – в волейбол. Естественно, болею за родную футбольную команду «Зенит», а в баскетболе – исключительно за «Спартак». И вообще, за все питерские команды я болею. Квасный патриотизм в этом плане вполне присутствует.

– Чем вызвано активное участие городской налоговой полиции в спортивной подготовке подростков – то проведение юношеских соревнований по джиу-джитсу, то – летний лагерь в пригороде?

– Я думаю, любая структура в государстве обречена на вымирание, если не заглядывает вперед. У нас очень тесные взаимоотношения с Федерацией боевых искусств «БУДО». Это пропаганда нашей работы и, одновременно, здорового образа жизни. Большинство сотрудников – люди достаточно молодые, крепко дружат со спортом. И когда представилась возможность соединить наши желания с деятельностью Федерации «БУДО», мы с удовольствием ею воспользовались. Я считаю, что каждый вытащенный нами от праздного времяпрепровождения и, не дай Бог, наркотиков и алкоголя мальчишка – не потерянный для общества человек. Но он не должен обязательно становиться налоговым полицейским.

Я вспоминаю свое детство. Жили скромно, но был всегда накормлен, одет. Обут. Когда мы приехали в Питер, у мамы была комната в коммунальной квартире на Невском. Батя очень много водил меня по музеям, два-три раза в неделю бывал в Эрмитаже, Русском, Артиллерийском и Военно-Морском музее, Кунсткамере. Экспозиции, честное слово, просто наизусть знал.

– На рабочем столе Георгия Полтавченко лежит шеврон с эмблемой ВДВ России…

– Так получилось, что у меня много друзей и знакомых, которые прошли афганскую войну и служили в воздушно-десантных войсках. Служат такие люди и в налоговой полиции. А когда я поближе столкнулся с ветеранским движением и поучаствовал в мероприятиях, что проводят десантники, воспринял это очень близко. С удовольствием поддерживаю их, если появляется такая возможность.

– Способен ли полицейский генерал быть романтиком?

– Наверное… Если бы им не был, давно уволился бы. Работа здесь отнюдь не сладкая. Хотя, если быть более точным, я не романтик, а оптимист. И верю, что когда-нибудь у нас будет хорошо. Главное, друг другу поверить, пока есть люди, которые хотят делать дело.

– Кто же такой налоговый полицейский – «физик» или аналитик?

– Физическая защита – внешняя сторона нашей деятельности. Очень важная сторона, поскольку именно мы защищаем налоговых инспекторов, а это, в основном, женщины.

Но главная задача – борьба с налоговыми преступлениями: оперативно-розыскные мероприятия, поиск и выявление преступников. В первую очередь, необходима в этом деле голова – умение разбираться в весьма хитрозапутанных документах, их анализ. А на втором месте должны быть крепкие мышцы. В здоровом теле – здоровый дух. И мы стараемся это правильно сбалансировать. Могу сказать, изначально ведем политику на то, что всю жизнь в службе физической защиты не проработаешь. Значит. Чтобы не увольняться из полиции, нужно переходить в другие подразделения. И мы всячески поощряем представителей службы физической защиты, если они идут учиться по профилю – юридический, экономический – в высшие учебные заведения. Таких случаев сегодня в Управлении уже немало.

– Как правило, отношения между государственными силовыми структурами и частным охранным бизнесом складываются непросто. Однако городская налоговая полиция активно участвует во многих акциях, организованных «бизнесменами от охраны». Чем можно объяснить эту дружбу?

– Просто есть желание работать цивилизованно. Не хочется, чтобы охранные предприятия приобретали проблемы из-за нас. Да и нам не хочется испытывать изжогу от их деятельности. Ни для кого не секрет, что основная масса сотрудников и руководителей подобных структур – бывшие работники правоохранительных органов, и далеко не все из них являются криминальными элементами.

Я считаю. Нет смысла вставлять охранным предприятиям палки в колеса. А нас должны знать. Ведь, случалось, охранник вызывал при появлении налоговой полиции милицейскую группу захвата. Сегодня таких проблем нет. Они возникают только у тех охранных предприятий. Которые нечестно работают.

– Когда генерал Полтавченко не чувствует себя полицейским?

– Как сказать… Я вообще редко себя им чувствую, даже сидя в рабочем кресле начальника Управления.

 

Из архива «ОП»

Полтавченко Георгий Сергеевич. Родился в городе Баку в семье военного моряка, который в двадцатидевятилетнем возрасте стал командиром дивизиона противолодочных кораблей. Мать пережила блокаду, начала работать в 1942 году и трудится до сих пор. После хрущевского сокращения армии и флота семья переехала в Ленинград. Окончил физико-математическую школу. Серьезно занимался баскетболом, имеет первый спортивный разряд. Образование высшее – Ленинградский институт авиационного приборостроения по кафедре авиационной и космической медицины. В составе студенческого стройотряда строил Камский автозавод. По окончании института был распределен в НПО «Ленинец». Затем перешел на освобожденную комсомольскую работу в Невский райком ВЛКСМ. В 1979 году был призван на службу в органы госбезопасности. Направлен на Высшие курсы КГБ СССР в Минск. Принимал участие в обеспечении безопасности проведения Олимпийских Игр в Москве. С 1980 года работал в Управлении КГБ СССР по Ленинграду и области, в подразделении по обеспечению безопасности на транспорте в аэропорту «Пулково», участвовал в мероприятиях по предотвращению угонов самолетов. Проходил службу начальником городского отдела Управления Министерства безопасности РФ в Выборге. Награжден тремя медалями. Женат. Имеет сына. Проживает в трехкомнатной квартире на Петроградской стороне, которую приобрел на взятую в Управлении налоговой полиции ссуду. Снимает государственную дачу на общих основаниях. Считает членом семьи ротвейлера. С собакой гуляет только сам. Ездит на служебном автомобиле Mazda-626. Избирался депутатом Ленинградского областного Совета. С октября 1992 года – первый налоговый полицейский Санкт-Петербурга. Генерал-лейтенант. Хобби – рыбалка со спиннингом и баскетбол. Отсутствие рыбалки компенсирует чтением произведений Михаила Шолохова, которого знает практически наизусть, или детективов. В баскетбол играет вместе с сотрудниками своего Управления перед работой. В настоящее время – начальник Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Санкт-Петербургу.

    Ким Шипов, альманах «Личности Петербурга», №1, сентябрь 1998 года