Гастарбайтеров перевоспитают в СССР

Как, будучи трудовым мигрантом, не получить по морде, избежать «кидалова» со стороны работодателя или не сгореть на тяжелой непосильной работе? Социально-психологический тренинг «адаптации гастарбайтеров в мегаполисе», разработала «Ассоциация инвалидов, ветеранов и блокадников Санкт-Петербурга», известная своими проектами для пожилых людей «Бабушка он-лайн», «Дедушка он-лайн».

О том, что решать проблему нелегальной миграции представители власти никоим образом не собираются, стало ясно уже давно – по всей видимости, желание крупного бизнеса увеличивать свои доходы за счет дешевой рабочей силы, является исчерпывающим аргументом в пользу этнозамещения во многих сферах труда, куда, как принято говорить «не пойдут работать русские». Присутствие чуждой культуры, которая носит нотки агрессии против коренного населения, у одних вызывают страх, у других – недовольный ропот, у третьих – желание насильно прогнать чужаков. А декабрьские события на Сенной площади показали, что нетолерантное поведение некоторых гостей города могут погасить зачатки толерантности у его жителей. Что будет тогда?

Мнения по этому поводу расходятся. Например, на недавно прошедшем концерте в честь 20-летия возвращения Петербургу исторического имени, профессор Московской духовной академии, протодиакон Андрей Кураев мессиански пророчил Северной столице судьбу первого Рима, если наш город не сумеет перевоспитать приезжающих сюда гастарбайтеров.

На практике таким перевоспитанием заинтересовались сотрудники «Ассоциации инвалидов, ветеранов и блокадников Санкт-Петербурга» – организаторы социального проекта «СССР»(Социальная служба сервиса и ремонта). Подробности процесса «Конкретно.ру» рассказал автор семидневных курсов ликбеза для приезжих, социальный работник, бизнес-тренер Антон Кляпин.

– Антон, расскажите, в чем суть вашего проекта?

– Для начала мы рассмотрели в комплексе две проблемы: бытовые условия членов нашей организации РОО «АИВ» и «социальное отторжение» трудовых мигрантов. Казалось бы, что здесь общего? Но у нас возникла оригинальная идея привлечения этих самых мигрантов к участию в волонтерской (ремонтно-отделочной) работе на благо уважаемых ветеранов и блокадников.

У районных администраций до квартирного ремонта (если не сложилась аварийная ситуация) руки дойдут еще не скоро. Поэтому попробуем сами, тем более опыт есть. Здесь возникает ряд технических вопросов: составление смет, покупка материалов, оплата, в конце концов. Они требуют проработки и определенной поддержки со стороны бизнеса и властей. Второй момент: в чем ценность для гастарбайтера? Зачем ему «волонтерствовать»?

Отвечаю: мы предлагаем на время участия в проекте «СССР» достойное проживание в общежитии, питание, проезд, связь. Также прохождение программы адаптации, удостоверение волонтера нашей организации, юридическую и социальную поддержку. Ну и разумеется, содействие в трудоустройстве и последующий патронаж со стороны организации.

– Антон, судя по всему, проблему адаптации рабочих из южных республик в Петербурге будут решать сами «утопающие»?

– Уважительное отношение к нашей культуре, прежде всего, нужно нам, петербуржцам. У приезжих такой потребности нет. Я ветеран боевых действий, служил в Чечне, поэтому иллюзий относительно того, как могут вести себя некоторые наши южные гости в определенных жизненных ситуациях, не питаю. Это специфические люди и если мы не будем предпринимать на обывательском уровне никаких действий, то в итоге получим неуправляемый процесс. За негативными примерами можно наблюдать во Франции и Германии, Италии и прочих гипертолерантных государствах.

– Вы не считаете, что в идеале этой проблемой должно озаботиться руководство города, где проживает большое количество нелегальных трудовых мигрантов?

– Я считаю, что не только руководство города должно этим заниматься. Это уровень зрелости самого общества: либо мы проходим мимо кучи мусора рядом с нашим подъездом, либо признаем, что хлам имеет непосредственное отношение к нам и убираем его. Это показатель уровня развития человека и общества в целом.

– У многих сегодня возникает большой соблазн, извините за цинизм, как раз убрать подальше эту «кучу мусора»…

– Ну да, например, некоторые члены ДПНИ предлагают всех выгнать, да еще и наказать побольнее. Но я человек по-своему толерантный. Понимаю несколько очевидных вещей: во-первых, остановить процесс миграционных потоков (то есть поступления дешевой рабочей силы) нельзя, это невозможно. Прежде всего, потому, что это выгодно городу и бизнесу. Во-вторых, если процесс остановить нельзя, то им надо начинать управлять и извлекать пользу. Как именно?

По своему второму образованию я – бизнес- тренер и коуч (закончил ВЭШ ФИНЭК), моя дипломная работа называется «Адаптация иногородних сотрудников и абитуриентов в мегаполисе». В ходе написания диплома сложилось понимание, что в принципе любую социальную группу можно технически и юридически адаптировать к местным условиям. Сегодня это делать необходимо, поскольку проблема актуальна, особенно для Петербурга. Всем уже стало понятно, что многие трудовые мигранты, продолжат жить в нашем городе своей привычной первобытнообщинной жизнью, ничуть не считаясь с нормами поведения, принятыми в нашем, петербуржском обществе.

Я захожу в родные дворы на Фонтанке и вижу людей, сидящих на корточках, плюющих, громко ругающихся на своем языке, чумазых детей, каких-то женщин в грязных халатах. Лично для меня такое надругательство над культурной столицей неприемлемо. Как социальный работник я понимаю и вижу, что большая часть так называемых трудовых мигрантов сейчас озлоблена. Эти люди живут в жутких условиях, их постоянно «кидают» на зарплату. Часто после тяжелой, грязной, изматывающей работы, многие из них остаются с пустым желудком, униженные и злые. Ко всему прочему, они нередко бывают ограблены по пути в свою «конуру» нашими замечательными органами. Большое количество приезжих не владеет русским языком, поэтому они даже не могут никому пожаловаться.

Если мы и дальше будем поддерживать такой порядок вещей, все закончится плачевно, прежде всего, для нас. Используя рабский труд, унижая, презирая и ненавидя других людей, неважно какой веры и нации, мы морально деградируем, постепенно теряя уважение к себе и к людям.

– Вы хотите ассимилировать этих людей?

– Мы хотим предложить для трудовых мигрантов оптимальный вариант развития и улучшения отношений с титульной в России нацией. Это обучающая программа, которая проходит в форме семидневного тренинга. Он предусматривает как теоретические занятия-лекции, так и практические упражнения. Экскурсии, посещение ЗакСа, районных администраций, УФМС, РУВД, кадровых агентств, мест досуга и т.д.

Прежде всего, мы расскажем о том, какова их правовая и желательная социальная позиция в нашем городе. Приезжие должны иметь четкое понимание, сколько дней они могут здесь находиться без регистрации, куда они вправе обратиться за помощью, что представляют собой местные органы государственной власти, например, полиция. Недобросовестные стражи порядка пользуются правовой безграмотностью мигрантов, которые из страха готовы отдать им и мобильные телефоны, и последние деньги. Это надо искоренять, поскольку подобные вещи деморализуют саму полицию.

Между прочим, больше всего гастарбайтеры боятся фанатов, нацистов и полицейских, а также недобросовестных работодателей . Поэтому один день тренинга полностью посвящен посещению городских кадровых агентств. Там они получат практический опыт в составлении резюме, поиска работы по сайтам и газетам, общению с работодателем. Это важная часть тренинга, поскольку можно с уверенностью сказать, что до 90% двадцатилетних ребят, которые приехали из южных республик на заработок в Петербург, будут «кинуты» на деньги. Зачастую своими же.

– Решит ли это проблему межэтнического непонимания?

–Культуры наших народов лежат в столь разных плоскостях, что иногда мы действительно не можем понять друг друга. Поэтому на тренинге я заостряю внимание на вопросе личного имиджа приезжего. Пусть он не разделяет некоторые наши убеждения, но ведет себя в соответствии с принятыми нашим обществом нормами.

Например, отдельное занятие у нас посвящено проживанию в коммунальных квартирах. В частности, вопросу составления меню. Некоторые приезжие не понимают, что петербургская традиционная кухня не предусматривает уж слишком специфических запахов. И даже если вы живете в отдельной квартире, то система вентиляции такова, что весь дом знает о том, кто и что готовит. Поэтому ничего удивительного, если через месяц вас выгонят со скандалом.

Другой важный вопрос – публичная демонстрация особенностей этнической культуры или наоборот ее отсутствия. Если приезжий идет по городу, громко ругается на своем языке по телефону, да еще и отпускает комментарии в адрес прохожих, ясно, что это привлечет к себе повышенное внимание.

Кроме того, важный аспект тренинга – проведение досуга. Мы объясняем людям, в каких местах города им будут совсем не рады, в каких лучше вообще никогда не появляться, а если появился, то как нужно разговаривать и вести себя, чтобы тебя приняли нормально.

– Антон, каким образом вы собираетесь приглашать людей на курсы, ведь очевидно, что подавляющее большинство приезжих даже такое слово как «тренинг» впервые услышат от вас.

– В основном через СМИ. Сейчас у диаспор есть свои издания и сайты, кроме того, «сарафанное» радио работает. Этого вполне достаточно. Для пилотного проекта в Адмиралтейском районе нам потребуется 10-15 человек. В перспективе такая «бригада» может быть сформирована в каждом районе. Соответствующие подразделения у организации есть. Благодаря проекту «Бабушка-онлайн» мы организовали по городу порядка сорока компьютерных классов, где бесплатно, при технической поддержке наших партнеров, силами волонтеров обучаем работе на компьютере.

– Но мегаполис не предполагает символической оплаты труда, ведь рабочим нужно снимать квартиру, питаться. В противном случае, мы придем к тому, от чего ушли – люди начнут озлобляться.

– Для проживания полутора десятков мигрантов вполне достаточно 3-4-х комнатной квартиры или до 80 метров жилого фонда. Не обязательно в идеальном состоянии, главное коммуникации. Я думаю, что такие средства наша организация найдет. В конце концов, в городе есть маневренные фонды, ведь проект в перспективе общегородской, в нем все могут быть заинтересованы. Деликатесами мы их, конечно, кормить не будем, но свои макароны с котлетой они получат всегда. Кроме того, наши бабушки, те, для кого в первую очередь создается этот проект, очень хлебосольны и голодными работников не оставят. После двух месяцев участия в проекте, всем проявившим себя достойно, мы гарантируем содействие в трудоустройстве.

– Антон, а сколько будет стоить такой тренинг для приезжих?

– Затраты на организацию одной программы обойдутся порядка 100 тысяч рублей. Это аренда залов, экскурсии, питание, проживание, раздаточные материалы, административные расходы. Сегодня речь не идет об оплате. Мы предлагаем бартер. Мы обучаем – вы работаете. Если эксперимент будет удачным – подадим заявки на гранты и целевое финансирование. По результатам эксперимента будет ясно, какого уровня чиновников стоит привлекать. Местных, федеральных или международных.

– Антон, вы не опасаетесь, что вашим проектов очень скоро заинтересуются компетентные органы, ведь все, что вы сейчас сказали очень похоже на…

– На способ уйти от налогов и легализовать приезжих? Нам об этом уже говорили. Недавно я зашел в УФМС узнать механизмы регистрации рабочих мигрантов в Петербурге. Сотрудник миграционной службы выслушал идеи по поводу нашего проекта, долго не понимал сути и в завершении сказал, что мы, вероятно, придумали идеальную схему для ухода от налогов. Ну что же, такое мнение тоже может быть, каждый все понимает в мере своей испорченности. Сегодня мы оформляем наш проект документально и к наступлению холодов будем готовы начать работу.

    Алла Серова, «Конкретно.ру»