Пенабояре: «Плохо работаете, холопы»

В Петербурге гремит очередной Пена-скандал. Сотрудники одной из самых известных в городе сети ресторанов для молодежи «Пенабар» (данное заведение уже становилось героем нескольких публикаций на «Конкретно.ру») обвиняют учредителей заведения в массовой невыплате заработной платы, а также жалуются на угрозы жизни со стороны неизвестных лиц, которых подозревают в непосредственных связях с теми же владельцами-рестораторами.

Вечером, 12 сентября, в редакцию «Конкретно.ру» обратилась директор ресторана «Пенабар» на проспекте Просвещения, Юлия Терентьева. Со слов девушки, это заведение она возглавила в апреле 2011 года и за прошедшие 5 месяцев в полной мере успела убедиться в том, что крепостное право в России отменено только формально. Вероятно, степень объективности рассказа Юлии еще предстоит выяснить сотрудникам правоохранительных органов. Пока же «Конкретно.ру» дословно приводит разговор с девушкой, который любопытен массой неизвестных ранее подробностей из жизни популярного в Петербурге сетевого заведения.

– Юлия, когда началась ваша карьера в «Пенабаре»?

– Я устроилась на работу в данное заведение в июле 2010 года, а через 10 месяцев возглавила ресторан на проспекте Просвещения.

– Что входило в ваши обязанности?

– Помимо стандартных обязанностей директора, мне была поручена выдача денег сотрудникам заведения. Процесс расплаты происходил весьма любопытным образом. Во-первых, в этой сети практикуются «серые» зарплаты. Например, моя официальная плата за труд составляла 8 тысяч рублей. По факту же я получала 50 тысяч. Тот же самый принцип распространялся на менеджеров, обслуживающий персонал и секьюрити. Интересно, что даже свою «официальную» часть люди не могли (и не могут) получить в течение многих месяцев. Сегодня задолженность по деньгам у руководства «Пенабара» перед своими сотрудниками исчисляется, в среднем, тремя месяцами.

Обычно мы выдавали людям зарплату с прибыли. Происходило это следующим образом: в один из выходных мне на точку звонил непосредственный начальник и сообщал, что сотрудникам можно отдать аванс. Я знала, что общая сумма аванса составляет 200 тысяч рублей, но по факту выдавала только 70. Почему? Такова политика компании: кому-то платили, кого-то просили подождать. В результате, многие люди, в том числе и я, подолгу ждали свою зарплату.

– Юлия, по какому принципу вы решали – кому давать деньги, а кого оставить ни с чем?

– По указанию свыше. Деньги выдавались только части работающих сотрудников. Людей, которые не выдерживали задержек и увольнялись, попросту забывали. Руководство рассуждало по такому принципу: «Вы уволились, значит, никакого отношения к нам больше не имеете». Какую-то часть зарплаты выдавали самым настойчивым и тем, которые находили в себе силы пожаловаться в трудовые комиссии. Остальные же до сих пор обивают пороги и ждут.

У обслуживающего персонала зарплата в среднем составляет 20 тысяч рублей в месяц. Если учесть, что в «Пенабаре» невыдача денег сотрудникам и уволившимся уже давно приобрела массовый характер, остается только догадываться о суммах задолженностей перед людьми.

– Вы не пробовали поговорить со своими учредителями относительно непорядочности их действий?

– Кирилл Безродный много раз собирал сотрудников в своем офисе на Чернышевской и уверял их в том, что отсутствие денег – временное явление. Нам же, директорам точек, вменяли в обязанность проводить «разъяснительную работу» с персоналом. Если кто-то не выдерживал и увольнялся, говорили, что мы плохо работаем.

Потом дошло и вовсе до смешного: в ответ на вопрос людей, отчего им не платят зарплату, учредители обвиняли самих работников. Их логика такова: «Вы плохо работаете, не приносите нам прибыль, денег нет. Поэтому и зарплата вам не положена». Я достоверно знаю, что такие вещи говорили уволившимся из ресторана на улице Савушкина, который закрылся более полугода назад.

– «Пенабар» официально оформлял своих сотрудников на работу?

– Я знаю, что кто-то был оформлен официально, кто-то нет. Оформление не входило в мои обязанности, этим занимался головной офис.

– В связи с чем в ваш адрес начали поступать угрозы?

– Я не получала зарплату с мая 2011 года, задолженность передо мной составляет более 100 тысяч рублей, плюс отпускные. В отпуске я была с начала сентября, а когда вернулась, то решила уволиться. Поскольку знаю, что ушедших людей наше руководство оставляет без денег, то решила сама забрать свою зарплату. Часть прибыли от выручки у нас в ресторане не учитывалась и хранилась в обычной коробке из-под обуви. Я взяла 97 тысяч рублей в счет невыплаченной за три месяца зарплаты и уехала домой.

– Вы не опасаетесь, что ваши действие подпадут под статью УК?

– Некоторые сотрудники «Пенабара» и раньше самостоятельно «выплачивали» себе зарплату. Люди, отчаявшиеся получить свои деньги, брали их из прибыли. Первое время руководство действительно пыталось преследовать сотрудников в уголовном порядке, но, насколько я знаю, все эти уголовные дела сейчас закрыты. Ведь состава преступления здесь нет.

Дело в том, что люди брали деньги не из кассы, а из «черной» выручки. Именно так у нас зарплата и выплачивалась. Поэтому я осуществила стандартную процедуру оплаты труда и забрала свои заработанные деньги. А вот действия«Пенабара» действительно подпадают под несколько статей УК. Прежде всего, это уход от налогов и невыплата заработной платы.

10-го сентября, вечером, мне позвонил неизвестный мужчина и сообщил, что я забрала его деньги, которые, якобы, «Пенабар» принял на хранение. Каким образом наш ресторан может принимать на хранение деньги, я даже представить себе не могу. Мужчина потребовал, чтобы я отдала ему «украденное», после чего начал угрожать мне изнасилованием в извращенной форме, а моей семье – причинением тяжкого вреда здоровью.

Я испугалась, забрала своего 4-х летнего ребенка и съехала с квартиры. Мне известно, что на следующий день трое крепких молодых людей наведывались ко мне домой и в ресторан «Пенабар» на Садовой улице. Там работает моя подруга Вера, которой неизвестные тоже угрожали. Они сообщили, что если она не скажет, где скрываюсь, то все деньги «повесят» на нее…

– Вы обращались по поводу данных угроз в правоохранительные органы?

– Да. В 62 отделе милиции у меня неохотно приняли заявление, предупредив, что оно может обернуться против меня самой.

– Каковы ваши последующие действия?

– Мы будем пытаться отстоять свои права. 20-го сентября ожидается судебная тяжба моего коллеги Виталия. «Пенабар» ему тоже прилично задолжал. Многие сотрудники сети согласны дать показания против руководства. Мы устали от постоянного беспредела, и если это потребуется, будем добиваться привлечения наших учредителей к ответственности в судебном порядке. Ведь дело касается не только нас. Я знаю, что руководство собирается открывать ресторан «Кус-Кус» в «Миллере» и «Неваде». Сомневаюсь, что принцип работы с новым персоналом будет другим.

    Яна Плотникова, «Конкретно.ру», фото автора