С 1 января 2012 года в России вступил в силу очередной закон, ужесточающий наказание за нарушение ПДД. В среднем штрафы поднялись в два раза, но остановят ли они шкалу спидометра у «лихачей» с деньгами? До сих пор десятки «гонщиков», совершивших куда более серьёзные правонарушения, нежели выезд за стоп-линию и создание затора на перекрёстке, продолжают избегать наказания лишь по той причине, что законы писаны не для них. Должностные лица, игнорирующие очевидные улики и «лишних» свидетелей, всё так же носят офицерские звания и занимают престижные должности. Каким образом сотрудники правоохранительных органов «отмазывают» «автомобильных хулиганов» от законной статьи, рассказывает «Наша Версия на Неве».
Шесть лет назад пожилая жительница Кингисеппа Галина Чернышёва в одночасье стала инвалидом. В то утро 65-летняя женщина, как всегда, шла на работу в местную поликлинику, где много лет занимала должность заведующей отделением. Ступив на «зебру», Галина Александровна хорошо видела приближающийся к ней автомобиль, однако справедливо рассчитав, что водитель не слепой и успеет затормозить, продолжила свой путь. Она почти успела перейти дорогу – возможно, если бы автомобиль, находящийся от неё в 50-ти метрах, и вправду снизил бы скорость, ДТП удалось бы избежать. По всей видимости, сидевший за рулём «Опеля» Михаил Васлуян рассудил по-другому, уповая на хорошие спринтерские данные пожилого человека. Удар пришёлся на заднюю часть туловища: потеряв равновесие, женщина упала и раздробила себе колено.
Замечаний нет…
О дальнейших событиях этого утра сотрудникам ГИБДД, а впоследствии следователям СК, рассказал очевидец ДТП Андрей Семёнов (имя и фамилия изменены): «Водитель автомашины проехал примерно около 10-15 метров от места наезда на женщину, (…) остановил свою автомашину и подошёл к ней. Пожилые люди, стоящие на пешеходном переходе так же, как и я, видели момент наезда. К водителю автомашины подошёл ещё один молодой человек, они вдвоём взяли её под руки и понесли в приёмный покой (…). На всякий случай я записал номер автомашины, водитель которой совершил наезд на женщину:
«Н 877 ВМ 47».
Пока Галине Александровне оказывали первую помощь, сотрудники ГИБДД составляли схему ДТП. Михаил Васлуян даже не пытался скрыть свою вину, честно рассказав врачу в поликлинике и сотрудникам правоохранительных органов о том, как случайно сбил пожилого человека на пешеходном переходе. Под схемой ДТП до сих пор стоит его подпись: «со схемой согласен, замечаний нет».
Я свидетель…а что случилось?
Несмотря на усилия врачей, спасти коленную чашку женщине не смогли. Галину Чернышёву пришлось трижды оперировать, вместо сустава ей поставили протез и отправили на незаслуженную инвалидность. Тем временем, в деле об административном правонарушении появился совершенно неожиданный персонаж. Информация о сбитой женщине, напечатанная в местных СМИ, помогла найти не только уже известного нам гражданина Шемеля, но и ещё одного очевидца ДТП, который представил следствию свою версию событий.
Оказалось, что гражданин Васильев в то утро ехал на машине следом за автомобилем Михаила Васлуяна и лично наблюдал, как «Опель Вектра» пропустил всех пешеходов. Что до женщины, то последняя всего лишь неудачно поскользнулась и упала прямо на колено, но уже после того, как иномарка проехала пешеходный переход.
Интересно, что показания господина Васильева впоследствии были безоговорочно приняты на веру сотрудниками ОВД. Их не смутил тот факт, что свидетель в прямом смысле слова подоспел не вовремя: оказалось, что информацию о ДТП он получил из местной газеты «Восточный берег», то есть 15-го февраля 2007 года. Первые же его объяснения в ГИБДД датированы двумя днями раньше. Что наводит на размышления либо об экстрасенсорных данных свидетеля, либо о ловкости рук сотрудников ГИБДД. Впрочем, фокусы в данном деле только начинались.
Написанному верить?
Ввиду неясности исхода травмы, вред здоровью Галины Чернышёвой установить удалось не сразу, что показалось достаточным поводом прекратить административное расследование, сроки которого истекли через два месяца. Однако спустя полгода над виновником ДТП уже замаячил уголовный кодекс: медицинские эксперты сошлись на том, что дорожный инцидент привёл к тяжкому вреду здоровья пожилого человека. Сам виновник ДТП на тот момент свою вину уже полностью отрицал, утверждая, что женщина упала сама. И всё же уголовное дело по статье 264 ч.1 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью) пришлось возбудить. Следствие не было долгим. Первый сыскарь очень быстро «вышел из игры»: по слухам он сам был привлечён к уголовной ответственности и дело «перекинули» к другому офицеру. А тот, по непонятной причине, безоговорочно стал на сторону подозреваемого, не усмотрев в случившемся его вины. Из постановления о прекращении уголовного преследования странным образом «выпала» схема, составленная сотрудниками ГИБДД и подписанная водителем, справка о ДТП, показания свидетеля Шемеля и заключение эксперта в той части, где он указывает на то, что травма пожилой женщины характерна для случаев «столкновения» с автомобилем.
Следователь Демьянов временно принял на себя функции адвоката и в оправдание «подзащитного» привел ряд «неопровержимых» доказательств: показания «очевидца» Васильева (к слову сказать, этот гражданин бесследно исчез, до сих пор место пребывания его неизвестно), заключение автотехнической и комплексной медицинской экспертизы, которая не смогла установить факт нарушения ПДД Михаилом Васлуяном. Заметим, что данный вывод по меньшей мере странен, особенно если учесть, что сам эксперт в заключении однозначно утверждает: «вопросы о нарушении водителем и пешеходом требований ПДД», выходят за пределы его компетенции.
Но ведь есть же ещё телефонограмма в милицию, которую подал дежурный врач, осмотревший женщину после ДТП! Этот вопрос следователь обошел весьма лукаво, указывая на то, что показания врача опровергнуты в ходе очной ставки с подозреваемым. Картина, нарисованная Демьяновым, по всей видимости, полностью удовлетворила последнего, однако вызвала недоверие в прокуратуре, которая отменяет постановление и возвращает дело обратно.
Поезд ушёл…
Следствие продолжается, и события утра 7-го февраля обрастают новыми, невероятными подробностями. Когда в октябре 2008 года законному представителю Чернышёвой – её супругу Юрию Фокину, наконец удалось ознакомиться с уголовным делом, причина, по которой следственные работники столь рьяно не желали доводить свои труды до сведения суда, стала очевидной. В четырёх документах (постановление о назначении двух экспертиз и ознакомлении с их результатами) подписи пострадавшей оказались выполнены неизвестным лицом. Кроме того, в постановлении о прекращении уголовного дела против водителя Васлуяна в сентябре 2007 года следователь ссылался на… октябрьский акт судмедэкспертизы того же года.
Впрочем, эти факты никого не смутили. «Следствие» продолжалось, и пятое постановление о прекращении уголовного преследования Михаила Васлуяна (все
предыдущие были отменены надзорными ведомствами) закончилось тем, что расследование ДТП решили передать в ГСУ при ГУВД СПб и ЛО. Следователи этого ведомства дали ответ, который, вероятно, обрадовал и предыдущих «шерлоков холмсов», и самого подозреваемого: уголовное преследование водителя прекращено за истечением сроков давности. На этот раз вину Михаила Васлуяна в совершении ДТП никто отрицать не стал…
Ничего личного…
«Подобная схема «расследования» дел о ДТП типична для отечественных правоохранительных органов, – рассказал «Нашей Версии на Неве» источник в ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу. – В некоторых случаях виной тому служит халатность и некомпетентность следователей. Однако нередко, волокиту используют, как инструмент для того, чтобы затянуть дело и, в конце концов, сбагрить его в архив. Зачем? У всех на это свои причины. В любом случае сотрудникам ОВД бояться нечего – максимум, что им грозит – это привлечение к дисциплинарной ответственности».
Эти слова частично подтверждает и «кингисеппская история». Ведь в отношении следователей, выгораживающих Михаила Васлуяна, проводилось шесть проверок. Однако все они были прекращены, якобы «за недоказанностью». В свою очередь шесть прекращений были отменены прокуратурой города Кингисеппа ввиду неполноты проверки. Закончится ли эта игра в футбол чьей-либо победой? В любом случае, гол будет забит явно не в ворота виновника ДТП. Скорее всего, он останется не судим, также, как и многие другие водители, снискавшие сочувствие у людей правоохранительной системы, которые выгораживают своих «подзащитных» по одной схеме.
Так, например, в течение нескольких лет петербургским следователям не удавалось найти загадочного гонщика, который неподалёку от санатория «Дюны» на огромной скорости сбил петербурженку Ольгу Евграфову. Столкновение было таким сильным, что тело женщины отбросило на 40 метров от места ДТП, однако преступника, уехавшего с места происшествия, найти не удалось. К слову сказать, одним из свидетелей по данному делу проходил Степан Иконников, одноклассник Ксении Собчак. 28-летний молодой человек сел за руль брошенного «Порше» сразу после ДТП и попытался скрыться от сотрудников ГИБДД. Чуть позже он заявил, что всего лишь перегонял «Порше» по просьбе своего хорошего знакомого. Затянувшееся расследование осложняла межведомственная переписка с городской прокуратурой. Последняя с завидной регулярностью получала от следователя Антона Хальфина постановления то об отказе, то о приостановлении уголовного дела. И, разумеется, отменяла их.
По этой же схеме офицер Хальфин вёл расследование ещё одного громкого ДТП. В сентябре 2010 года элитный «Мерседес» премиум-класса на огромной скорости влетел на пешеходный переход в Петроградском районе и насмерть сбил мужчину, переходившего улицу на зеленый свет светофора. Сотрудники ГИБДД обнаружили тело 34-летнего Романа Ракова в нескольких десятках метров от места столкновения. Стоит ли говорить, что результат расследования оказался закономерен? Виновника ДТП, 18-летнего Владислава Бурина, признали невиновным в убийстве человека: видеозапись показала, что погибший перебегал дорогу на красный сигнал светофора. Постановление о прекращении уголовного дела было отменено прокуратурой, но в октябре 2011 года оно прекратилось вновь. Теперь уже в связи с примирением сторон.
Впрочем, косвенный виновник данного ДТП всё же был наказан. Около двух недель назад «Мерседес S65 AMG», убивший в 2010 году Романа Ракова, на бешеной скорости влетел в забор автосалона «Лада» на улице Маршала Блюхера и по-киношному завис там, издав последний в жизни рев. Водитель, не справившийся с управлением иномарки, и пассажиры остались живы. Однако надеяться на то, что январское повышение штрафов заставит стритрейсеров сбавить скорость, было бы чересчур наивным.
Алла Серова, «Наша Версия на Неве», №4 (212) от 30.01-05.02.2012)