Чиновно-дачный беспредел

Беспредел местечковых «князей» партии власти не могли остановить даже возражения Александра Дрозденко, нынешнего губернатора Ленобласти.

В заповедных зелёных зонах Ленинградской области всё чаще стучат топоры. Под строительство дач для местных чиновников уничтожаются деревья парка усадьбы баронессы Велио на Аллее Гомонтово посёлка Бегуницы Волосовского района.

На руинах усадьбы

Усадьба баронессы Велио относится к тем исчезающим памятникам старины, которые так и не оправились после войны. Её центральное здание, служившее в предвоенные годы сельским клубом, было взорвано, и сейчас на этом месте остался только ушедший в землю фундамент. От усадьбы сохранилась конюшня, кузница и руины культового строения. А ещё сохранился красивый, хотя и довольно запущенный парк, дубам и липам которого уже не одна сотня лет. До недавнего времени парк усадьбы заслуженно обладал статусом памятника историко-культурного значения и находился под охраной закона. Однако в 2006 году департамент государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия комитета по культуре Ленинградской области снял охранный статус. И так совпало, что раритетный объект тут же оказался в поле зрения людей с деньгами, имеющих подвязки во властных структурах субъекта.

Спустя несколько лет старинный парк решено было превратить в рядовой дачный посёлок: в 2011 году администрация Бегуницкого сельского поселения поделила его территорию на участки для дач, а в мае 2012-го приступила к межеванию и вырубкам.

Как водится, единственной силой, противостоящей произволу, стала общественность посёлка. Местные жители и владельцы дачных домов вступили с чиновниками в открытый конфликт.

Первой забила тревогу Елена Гитина, владелица дачного дома на Аллее Гомонтово. «Наш дом – в самом центре парка, – говорит она. – Двадцать лет назад продавали за бесценок фундаменты от старых усадеб. Мы купили под строительство такой фундамент, даже не подозревая, что у него есть федеральный номер в реестре охраны памятников историко-культурного значения, потому что в местной администрация ничего такого не говорили. Этот номер я случайно нашла в интернете, заинтересовавшись историей наших мест. С тех пор внимательно слежу за всем, что происходит в парке».

Добавим, что Елена Гитина не только наблюдает за происходящим, но и активно действует. Её переписка с чиновниками различных инстанций по поводу судьбы парка длится почти год. Те вроде бы соглашаются, что зелёную зону необходимо сохранить и облагородить, но… пока идёт обмен мнениями, глава администрации Бегуницкого сельского поселения Андрей Минюк тихой сапой щедро наделяет местных чиновников участками под дачи. Так, погожим майским днём во время измерительных работ по межеванию участков в парке были замечены люди, похожие на родственников заместителя главы администрации Волосовского района. Говорят, что владельцы других участков – тоже люди не простые: родственники федерального судьи, местный специалист по земельным вопросам и семья муниципального депутата от партии власти. «Сами чиновники пытаются творить дела скрытно, и документы общественности не показывают, забывая, что на деревне от людей не скроешься. В маленьком посёлке все на виду – жители их, конечно, узнали в лицо и рассекретили», – сообщила нашему корреспонденту Елена Гитина.

«Не надо ворошить прошлое»

Мы обратился в администрацию поселка Бегуницы с просьбой прокомментировать ситуацию. Глава поселения Андрей Минюк на прямой контакт с журналистом «Нашей Версии на Неве» не пошёл, поручив эту миссию своему адвокату.

«Никакого парка давно нет. Аллея Гомонтово – одно название, сейчас это просто земля без всякого обременения. Участки под дачное строительство администрация посёлка предоставляет на законных основаниях, по решению районной комиссии в порядке социальной очереди тем, кто в этом действительно нуждается. Среди них есть сотрудники администрации, но разве они за много лет работы не заслужили клочок земли? На территории бывшей усадьбы сохранились отдельные старые деревья, которые наполовину сгнили и в случае падения могут представлять угрозу, о чём есть заключение нашего лесничего, – заявил адвокат Игорь Безбородников. – Елена Гитина во время неразберихи 90-х годов участок получила незаконно, но время ушло, и лишать её собственности никто не собирается. До сих пор её всё устраивало. А сейчас, видимо, просто не хочет никаких соседей рядом со своим домом в парке, вот и возмущается. Охранный статус с парка был снят шесть лет назад, и не надо ей ворошить прошлое, без толку отнимать время у серьёзных людей».

Кому губернатор – не указ

Однако «отнимает время у серьёзных людей» не одна Елена. Инициативная группа защитников парка собрала около 500 подписей в защиту зелёной зоны, отправила письмо на имя главы Волосовского района. Александр Дрозденко, тогда ещё вице-губернатор Ленинградской области, рекомендовал местным чиновникам не только сохранить парк, но и вернуть ему охранный статус, и включить в рекреационную зону генплана по градостроительству. Но оказалось, что у бегуницких властей нет средств на сохранение парка.

Тогда жители подали заявление в прокуратуру Волосово и в районное управление Росимущества. На поверхность вылезли интересные детали работы «культуроохранителей». Как выяснила районная прокурорская проверка, охранный статус парка был снят незаконно. Необходимой в этих случаях государственной экспертизы не проводилось. Следов решения о целевом использовании земель обнаружить не удалось, общественные слушания тоже не назначались, не говоря уже о размещении информации о конкурсах в СМИ и согласования кадастровых планов. Когда же парк осмотрела главный ландшафтный архитектор Русского музея Елена Штиглиц, она вынесла заключение, что этот зелёный объект, уникальный по растительному составу, находится в хорошем состоянии и требует сохранения. Но почему-то прокуратура Ленинградской области, которой передали дело о незаконном снятии статуса парка, не захотела прислушаться к архитекторам и специалистам-фитопатологам, а предпочла сделать запрос о состоянии парка в департамент охраны объектов культурного наследия, решение которого прокуроры в своё время признали незаконным. Стоит ли удивляться, что департаментская комиссия, совместно с местной администрацией снова вынесла заключение о том, что парк находится в критическом состоянии, его деревья больны и подлежат вырубке.

«Накануне Всероссийского Дня посадки леса (!) к нам явились лесорубы и свалили десять деревьев, в том числе дуб и липы, оказавшиеся совершенно здоровыми несмотря на солидный возраст, – рассказывает Елена Гитина. – По нашему заявлению в районный ОВД на место вырубки приехал оперативный сотрудник уголовного розыска и группа ОБЭП в сопровождении представителя лесной службы, который срубленный дуб отчего-то посчитал ясенем. Ждём теперь результатов расследования, но опасаемся, что прокуратура может всё спустить на тормозах».

По всей видимости, опасения эти не напрасны. Полицию пришлось вызывать не единожды – 15 мая порубки деревьев продолжились. Так что пока защитники парка пытаются продраться сквозь законодательные дебри, а старый губернатор передаёт дела своему преемнику, бегуницкие чиновники делают своё дело.

Парки области, не обладающие особым статусом, беззащитны перед произволом, и Аллея Гомонтово не исключение. Как раз в те дни, когда в Бегуницах стучали топоры, Константиновский дворец принимал участников международной конференции «Экологические проблемы исторических парков». Там, говоря о правовых технологиях сохранения и развития парков, директор центра экспертиз «ЭКОМ» Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей Александр Карпов отметил: «Проблема заключается не в дефиците законодательства, а в том, что законы, в том числе федеральные, создавались без мысли об их применении. Необходимо разработать федеральный закон о парках. У нас сейчас в градостроительном кодексе вообще не определены парки как объекты ландшафтного архитектурного проектирования, нет такого понятия. Нам нужен специальный статус особо охраняемой территории «исторический парк»».

Кстати, федеральный закон гласит, что такие категории могут устанавливаться, но почему-то не региональным законом, а решением исполнительной власти. А вот простого и действенного закона, защищающего зелёное ожерелье Санкт-Петербурга, до сих пор нет.

«Наша Версия на Неве» будет следить за развитием ситуации.

    Татьяна Соловейчик, " Наша Версия на Неве", №20 (228), от 28.05-03.06.2012