Молоко против морковки...

Чиновники нынче пошли грамотные. Знают и свои права, и даже нормы Закона «О средствах массовой информации». Через несколько дней после появления статьи, где содержалась критика в адрес Управления социального питания по итогам проведённого пресс-тура, мы получили письмо от Натальи Петровой, начальника УСП. Чиновница однозначно предупредила – в случае, если это письмо не появится в ближайшем номере газеты, его следует считать «предарбитражным предупреждением».

Вероятно, госпожу Петрову окружают профессиональные советники в сфере противодействия СМИ, однако в случае с морковкой и чаем они, похоже, крепко промахнулись. Ответ на вопрос, насколько довольны школьники, как их кормят в учебных заведениях, прозвучал от имени некоего «Объединённого комитета старшеклассников Петербурга». Подростки вылили молоко в Обводный канал в знак протеста «против сильной коррупции в комитете и низкого качества социального питания, как прямого следствия этой коррупции».

Документы читаем

Начнём с того, что, по мнению руководства УСП, корреспондент Надежда Селиверстова неоправданно утверждала, что «работники пищеблока школы 336 в нарушение санитарно-гигиенических требований разделывали тесто «голыми руками». Цитируем корреспондента «Нашей Версии на Неве»: «...труженики пищеблока с «нестерильной» личной одеждой, торчащей из-под коротких халатов, голыми руками разделывали перед нами тесто для будущих пирожков».

Следующая претензия Натальи Петровой касается того, что Надежда Селиверстова написала: «…сотрудники столовой то ли в день проверки, то ли ещё раньше, совершенно забыли, что десерты и салаты ни в коем случае нельзя размещать рядом с горячими блюдами. Здесь же на буфетной стойке красуются первые и вторые блюда, которые по идее должны храниться только на мармитах и не более двух часов с момента приготовления. Что здесь делает эта пища, и столько раз её уже разогревали? Вопрос остался без ответа». На что начальник УСП подмечает, что если бы автор задала вопрос, то знала бы, что «в буфете школы № 336 на буфетной стойке не хранятся горячие блюда». Это, так сказать, «контрольные порции, которые разогреву и реализации не подлежат», и на стойке находятся «для ознакомления».

А теперь обратимся к Санитарным правилам и нормам «Гигиенические требования к организации питания детей и подростков школьного возраста в образовательных учреждениях», действующим в Москве и основанным на соответствующем федеральном законодательстве. Текст по состоянию на июль 2011 года.

«Срок хранения готовых блюд и кулинарных изделий с момента их приготовления до момента отправки на место раздачи не должен превышать одного часа. Для хранения готовых блюд на пищеблоках детских и подростковых учреждений должен использоваться мармит. Не допускается повторное разогревание готовых блюд» (п.7.12).

Допустим, Москва госпоже Петровой не указ. Тогда обратимся к первоисточнику – Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарных правил» №31 от 08.11.2001 г. Там, в п. 9.3. написано буквально следующее: «Готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 – 3 ч с момента изготовления. Салаты, винегреты, гастрономические продукты, другие холодные блюда и напитки должны выставляться в порционированном виде в охлаждаемый прилавок-витрину и реализовываться в течение одного часа». И ни слова о каких-то контрольных порциях для ознакомления…

Вспомним о пресловутом разделывании теста на школьном пищеблоке. Московские коллеги относительно этого утверждают, что «на работу следует приходить в чистой одежде и обуви. Обувь перед входом на предприятие необходимо очищать от грязи. Одежду и личные вещи следует оставлять в гардеробной» (п. 9.6). А затем, «при выполнении любых работ в помещениях пищеблока работник должен быть одет в специальную санитарную одежду. Волосы должны быть убраны под колпак или косынку. Санитарную одежду надевают в специально отведённом месте» (п. 9.8). Так что там по поводу личной одежды, которая торчит из-под коротких халатов?

Вопрос – знает ли вообще Наталья Петрова законодательную базу, на основании которой работает Управление социального питания в Санкт-Петербурге?

Покажите мне творог!

Вот ведь беда – корреспондент «Нашей Версии на Неве» написала, что стала свидетелем того, как в лаборатории СОЦПИТ продемонстрировали проверку моркови «на содержание нитратов», а также чая с сахаром и компота «на полноту вложения сырья». А каким образом «анализируют другие продукты, предназначенные для питания школьников – например, мясо, рыбу или кисломолочные продукты, узнать не удалось».

Наталья Петрова категорически не согласна с мнением журналиста. Ведь лаборатория СОЦПИТ «имеет аккредитацию на проведение испытаний более 2000 видов продовольственного сырья и продуктов питания». Так мы же не возражаем насчет аккредитации! Видимо, узнать, как проверяют весь перечень, не удалось не только Надежде Селиверстовой. Хотя сама начальник Управления социального питания, не моргнув глазом утверждает: убедиться в обратном «можно, прочитав материалы в иных СМИ, корреспонденты которых присутствовали на пресс-туре». И перечисляет – молочная продукция (сметана, молоко, творог), овощная продукция (морковь, картофель), колбасная продукция (колбаса полукопченая, сосиски), а также готовые блюда (котлеты, гарнир, компот), кондитерские изделия (пирожки, булочки, вафли, печенье), крупы и макароны.

Сколько ни старались, мы не смогли найти подтверждение этому списку. Да и не удивительно. Разве можно провести глобальные исследования за довольно непродолжительный визит? Или наши чиновники живут в каком-то своём, не известном нам временном измерении?

Об инфляции и школьных покупках

Но прежде о том, содержатся ли в продуктах питания токсичные вещества. Почему-то начальника УСП глубоко задел тот факт, что корреспондент сообщила, будто со слов Натальи Петровой «планируется изменить требования к качеству сырья». И это, как считает автор статьи, «особенно радует после того, как в продуктах, отобранных по предыдущему конкурсу, дошкольники наряду с витаминами обречены были потреблять левомицетин, ртуть, афлатоксин, дихлорциклогексан и его изомеры, цезий-137, стронций-90 и даже ДДТ».

И ведь не врёт корреспондент! В своём обращении в редакцию Наталья Петрова говорит: «…любой пищевой продукт содержит в своём составе не только белки, жиры, углеводы, витамины, минералы и пр., но и практически всю таблицу Менделеева, в т.ч. и стронций, и цезий, и ДДТ. Задача госзаказчиков при формировании технических заданий на поставку продуктов питания указать правильное содержание всех составляющих».

Ну и в чём дело? Неужели два этих фрагмента противоречат друг другу?

Всерьёз недовольна Наталья Петрова и утверждением автора статьи, что инфляция «съест» повышение нормативов на питание в детских оздоровительных лагерях, «и детей, похоже, придётся кормить по принципу «как бы подешевле», без фанатизма относясь к качеству продуктов». Ещё бы – ведь Надежда Селиверстова не какой-нибудь «экономист-аналитик высочайшей квалификации».

Не будем вдаваться в детали – официальный показатель инфляции в стране сейчас составляет 12%, при этом темпы роста на продукты питания опережают средние, и вряд ли повышение суммы на питание в лагерях на 20%, по сравнению с прошлым годом, позволит кормить детей деликатесами. Но хочется вспомнить телесюжет, показанный в декабре 2011 года в эфире телеканала «100ТВ».

В частности: «…есть проблема с качеством блюд. Школьные столовые по закону обязаны экономить и выбирать поставщиков на электронных торгах по принципу, кто предложит меньшую цену. В итоге, случается, что недобросовестные предприниматели и даже крупные сетевики поставляют детям некачественную или просроченную продукцию». И комментарий к этому Натальи Петровой, начальника УСП: «Инфляцию планируют одну, а она в два-три раза больше – вот ответ…» Речь шла о незначительном увеличении бюджетного финансирования на школьное питание.

Видно, все мы немного экономисты…

Впрочем, в одном редакция полностью согласна с Натальей Петровой. Корреспондент Надежда Селиверстова написала, что в прошлом начальник УСП работала финансовым менеджером в ООО «Петроспецпродукт». Признаём ошибку и приносим официальные извинения. На этой должности трудилась её полная тезка из Бокситогорска. И ни в каких продовольственных фирмах госпожа Петрова действительно не работала.

Зато, как удалось выяснить редакции «Нашей Версии на Неве», до своего назначения в Управление социального питания Наталья Александровна числилась в учредителях ООО «Грандстрой», ЗАО «Наш дом», ООО «Союз», ООО «Аристей», ООО «Балтийские блики», ООО «Транс-сигнал» и ООО «Стэп-холдинг». Практически везде её деловым партнером выступал некто Владимир Светловский. В своей прежней жизни Владимир Вильевич был далеко не ангелом. А совсем недавно оказался не только в списке должников по уплате транспортного налога на сумму свыше 100 тыс. рублей, но и выступал в качестве ответчика по иску КУГИ Санкт-Петербурга в арбитражном процессе по неуплате арендных платежей более чем на 3,0 млн. рублей.

Совсем нелепая история

После этого ещё две претензии Натальи Петровой выглядят совсем нелепо. Во-первых, она возмущена тем, как автор статьи «Морковка плюс чай» трактует количество покупок буфетной продукции через терминалы безналичной оплаты. Тут мнения разделились, но каждый имеет право отстаивать свою точку зрения. Надежда Селиверстова считает, что 38 покупок на целую школу – это мало, а начальник УСП расценивает приведённую цифру как показатель того, что горячее питание пользуется спросом, а буфетная продукция является лишь дополнением.

Наконец, порочащей сочла Наталья Петрова и информацию о том, что по четвергам в УСП «чиновники учат родителей как воспитывать и чем кормить детей». «Уточняю, по вторникам с 10 до 11 часов и по четвергам с 16 до 17 начальник управления социального питания проводит приём петербуржцев», – настаивает она. Мы не видим противоречия в этих утверждениях – ведь «приём петербуржцев» как раз и означает готовность разговаривать с родителями о питании их детей.

Кстати, о детях. Перед проведением показательной акции с выливанием молока в Обводный канал, «Объединённый комитет старшеклассников Петербурга» распространил пресс-релиз в городские СМИ. Одним из пунктов, по которым подростки обратились к властям Санкт-Петербурга и УФАС звучит так: «Сонное руководство социального питания, оставшееся в наследство от Матвиенко».

Вероятно, приём петербуржцев по вторникам и четвергам не всегда является панацеей…

Просим считать этот материал официальным ответом на письмо Натальи Петровой.

    Кирилл Метелев, " Наша Версия на Неве", №20 (228), от 28.05-03.06.2012