Приключения петербургского ЭЛЕКТРоника

<z>Вундеркинд, играющий рубильником</z>
У акционерного общества «Ленэнерго» противоречивая репутация. С одной стороны, компания, судя по числу премий, которые она получила, является безусловным питерским вундеркиндом. В конце 2001 года ОАО «Ленэнерго» стало лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия» в двух номинациях: «Самая динамично развивающаяся компания» и «Безупречная деловая репутация менеджмента компании». А генеральный директор компании Андрей Лихачев был назван «Лучшим предпринимателем 2001 года». В 2002 году награда снова нашла героя – компания стала лауреатом премии за лучший менеджмент.
К сожалению, узнать об этом знаменательном событии из теленовостей смогли далеко не все жители Петербурга, так как за последнее время электричество отключалось в некоторых районах города с поразительной регулярностью. По той же причине не все граждане смогли «порадоваться» новости о повышении тарифов на электроэнергию.
В новогодние праздники в Санкт-Петербурге в разное время от электричества отключались 4 311 домов! Вдумайтесь в эту цифру! Сколько за ней десятков тысяч стариков, детей, больных?
Как водится, вина за эти отключения была переложена Ленэнерго на чужие плечи. Его руководство считает, что само Ленэнерго сработало в новогодние праздники отлично. В информационном сообщении, распространенном пресс-службой компании, так и говорится: «Энергосистема АО «Ленэнерго» испытание морозами выдержала...» Там, правда, не упоминается, что из-за проблем на кабельных сетях Ленэнерго неоднократно отмечались перебои с подачей электроэнергии на объекты предприятий, которые поставляют в дома питерцев тепло. Так, только с 31 декабря по 4 января электричество по вине АО «Ленэнерго» отключалось в котельных 35 раз. В среднем простой котельных в каждом случае составлял 1,5–2 часа...
Перевод стрелок стал обычной практикой для энергокомпании. Даже в октябре, когда из-за халатности сгорела подстанция Ленэнерго на Васильевском острове, виноватыми оказались... автомобильные пробки (они, дескать, помешали аварийным бригадам Ленэнерго вовремя прибыть на место происшествия). Следуя этой логике, именно из-за заторов на дороге около полутысячи домов были обесточены, а несколько человек остались без крова.
После пожара глава Ленэнерго попросил у администрации города содействия в строительстве новых подстанций. Это заявление примечательно во многих смыслах. В связи с ним возникает резонный вопрос: зачем главе «динамично развивающейся» частной компании выступать в роли просителя, которая так не идет обладателю звания «Лучший предприниматель России за 2001 год»?
Ожидаемая прибыль Ленэнерго за 2002 год составляет 1 млрд. 600 млн. рублей, что превышает показатели 2001 года на 60 процентов. Эту прибыль вполне можно перераспределить на модернизацию основных фондов. Вместо этого энергокомпания требует нового повышения тарифов на электроэнергию, все под тем же благовидным предлогом необходимости замены оборудования. Недавно генеральный директор ОАО «Ленэнерго» Андрей Лихачев заявил, что, по его мнению, средний тариф на электроэнергию в Санкт-Петербурге и Ленинградской области необходимо повысить в 2 раза в течение двух лет. Ленинградская область, похоже, уже готова положительно отреагировать на это заявление. Ленинградская областная региональная энергетическая комиссия, по сообщению информагентств, готовит повышение тарифов на электроэнергию с 1 февраля 2003 года.
<z>Энергичные люди</z>
Но где гарантия, что полученные от повышения тарифов дополнительные средства пойдут на модернизацию оборудования и сетей, а не на другие цели? Вопрос риторический. Ведь всем известно, что у господина Лихачева есть заботы, связанные не только с возглавляемой им энергокомпанией.
Лидер ОАО «Ленэнерго» – один из видных деятелей Союза Правых сил, долгое время возглавлявший региональную организацию. В настоящий момент Лихачев является членом политсовета петербургского отделения СПC. Он отрицает финансирование СПС (на выборах) из средств ОАО «Ленэнерго», но оговаривается, что из своей зарплаты волен поддержать материально кого угодно. Судя по размаху, с которым действует СПС, зарплата у Андрея Лихачева далека от среднестатистической.
Использование корпоративных средств на политические цели – это только вопрос техники. Так, например, некий Фонд друзей Ленэнерго собирается в 2003 году оплачивать электроэнергию за ветеранов Великой Отечественной войны и некоторые другие категории граждан. Понятно, что информация об этих благодеяниях распространялась аккурат накануне выборов в ЗакС. Понятно также и то, что деньги, затраченные на подобную «благотворительность», коммерсанты обязательно вернут. Возможно, и косвенным образом за счет повышения тарифов и других «мероприятий». В этом бизнесе просто так деньги никому не отдают. Да и по-человечески трудно поверить, что энергокомпания, которая отключает больницы и общежития, может дойти до самоотречения матери Терезы. Как тут не вспомнить знаменитое: «Бойтесь данайцев, дары приносящих».
Накануне выборов СПС отпечатало 4 миллиона рекламных листовок. Финансовые затраты на это приблизительно сопоставимы со стоимостью сгоревших на Васильевском острове трансформаторов. Учитывая тесные связи Ленэнерго с СПС, у людей невольно возникает мысль, что красочные глянцевые бумажки они получили вместо света.
Впрочем, дело не только в деньгах. Мощным оружием в политической борьбе является и сам электрорубильник, находящийся в руках Ленэнерго (тем более что у города нет акций энергокомпании). Ведь политические силы, находящиеся в оппозиции к городским властям, могут спекулировать любой дестабилизацией. «На примере катастрофы Васильевского острова каждый человек понял, что такое свет, тепло, – сказал известный телеведущий Андрей Караулов. – Невозможно допустить, чтобы город зависел от настроения господина Лихачева...»
Но во всех случаях вина падает на ту же городскую администрацию, на кого-то другого, только не на Ленэнерго, которое как всегда ни при чем. Заинтересованной стороне остается только переводить стрелки в нужном направлении и пожинать лавры радетелей за благо простого народа.
<z>Песнь о тарифах</z>
«Люди добрые, простите, что обращаемся к вам. Сами мы не местные. Отстали от поезда. Документы у нас украли, деньги украли. Памажите, люди добрые, подайте на хлебушек, кому сколько не жалко...» Эта заунывная песня – шлягер российских профессиональных попрошаек – знакома каждому пассажиру метро. Большинство людей догадывается, что покупкой хлебушка дело не ограничится, будет и икра, и масло, и горячительное, но рука по непонятной причине тянется сама собой к кошельку, чтобы отдать страдальцу честно заработанную монету...
Тарифы на электроэнергию повышаются как минимум два раза в год. Каждый раз Ленэнерго атакует Региональную энергетическую комиссию Санкт-Петербурга (РЭК), ссылаясь на бедственное положение основных фондов энергокомпании. И каждый раз добивается успеха.
«В целях обеспечения бесперебойного снабжения электрической энергией потребителей Петербурга, повышения надежности работы и подготовки оборудования и электрических сетей к работе в осенне-зимний период, создания запасов топлива, развития энергоснабжающих организаций...» Так звучит формулировка, которая обосновывает рост тарифов на электроэнергию. Она повторяется каждое полугодие, когда Ленэнерго идет обивать пороги РЭК. И снова у компании «не хватает хлебушка», снова энергокомпания, которую возглавляет «Лучший предприниматель 2001 года», оказывается «в непростом положении». И снова РЭК внимает этому «плачу».
Проверяет ли кто-то, как расходуются Ленэнерго средства, полученные от повышения тарифов? Сомнительно. А проверить бы не мешало. Если происходят энергетические катастрофы, парализующие жизнь целого района, если перебои в подаче электроэнергии стали обыденным делом, если год 300-летнего юбилея своего города многие петербуржцы встретили при свечах, потому что у них просто не было света, – на что тогда тратятся вышеупомянутые средства, куда они уходят?
Задаются ли в Региональной энергетической комиссии этим вопросом, в очередной раз повышая тарифы на электроэнергию?
Что реально сделало ОАО «Ленэнерго» для простых людей, своих потребителей? Создало «Петроэлектросбыт», посредническую структуру, которая поглощает немалую долю средств, вырученных от населения за электроэнергию. Скандалы, связанные с «Петроэлектросбытом», в свое время не сходили со страниц газет. Люди спокойно платили за электричество в сберкассах, но Ленэнерго погнало их в пункты «Петроэлектросбыта» стоять в очередях. Даже антимонопольные органы оказались бессильными в борьбе с могущественным монополистом. Или не захотели вмешиваться?
Как и в случае с фактами получения денег за присоединение, которые уже второй год взимается с абонентов, – около 300 долларов за 1 киловатт. А сколько киловатт нужно для работы, скажем, магазинчика? Не менее 10. А сколько таких магазинчиков, кафе открывается в городе? Вот и посчитайте! Самое интересное, что никакого официального разрешения на подобные действия у Ленэнерго нет. Но РЭК смотрит на происходящее сквозь пальцы.
Ленэнерго собирается заплатить за ветеранов в 2003 году. А что будет в 2004-м, когда голоса ветеранов станут не нужны энергокомпании? Сколько из них вынуждены будут «выкрутить лишние лампочки», чтобы свести концы с концами?
Если предположить, что Ленэнерго принимает самое живейшее участие в финансировании СПС, то возникает вопрос: не слишком ли велики тарифы на электроэнергию, которых хватает и на листовки, и на «друзей Ленэнерго», и на 3-миллионное спонсорство 300-летия Петербурга?
Нас очень долгое время учили читать между строк. Поэтому, вспоминая формулировку, с которой принималось решение о повышении тарифов Ленэнерго, очень хочется добавить в нее несколько строк: «...В целях обеспечения бесперебойного снабжения Союза Правых сил, повышения надежности работы его петербургского отделения, подготовки его кандидатов к очередным выборам… повысить тарифы на электрическую энергию для всех категорий потребителей».
Умеют ли в Региональной энергетической комиссии читать между строк, остается только догадываться. Однако хочется надеяться, что здесь хотя бы научатся считать деньги потребителей, которые не обязаны платить за развитие чьей-то политической карьеры.

"Наша Версия на Неве", № 3, от 27.01.2003