Маленькие проблемы большой стройки

<z>Демилитаризация</z>
Несмотря на существование распоряжения губернатора о передачи земли ООО «Моби Дик» под строительство паромного комплекса, периодически всплывает информация о незаконном использовании территории, в частности некоторых каналов, которые испокон веков принадлежали Министерству обороны.
Дело в том, что за последние несколько десятилетий многие военные объекты потеряли свое стратегическое значение. А после того, как основные силы Балтийского флота перебазировались в Балтийск, Кронштадт вообще открыли, в том числе и для въезда иностранцев. Однако, как водится, законодательная система поспевает за реалиями времени с некоторым опозданием. И урегулирование взаимоотношений между гражданскими и военными не всегда проходит мирно.
Конфликты подобного рода возникали и в Ломоносовском порту, а перегрузочный терминал, который несколько лет просуществовали на территории Морского завода все в том же Кронштадте, вынужден был прекратить свое существование после соответствующего распоряжения губернатора. Завод, мол, секретный, поэтому никакой коммерческой деятельности. На самом же деле от былой секретности на Морском заводе уже почти ничего не осталось: там уже вполне легально работают и стажируются иностранцы. Так что вот уже два года простаивают новенькие помещения таможенных и пограничных постов на 47-м причале и тихо гниют. Но это уже другой разговор, а в случае с «Моби Диком» налицо попытки апеллировать к документам аж 1941 года. На самом деле военные совершенно реально договорились с ООО «Моби Дик» и ничего не имеют против использования своих объектов.
<z>Морская романтика</z>
На самом же деле «Моби Дик» интересен совсем другим. Это в своем роде уникальное предприятие. Впервые в России федеральный объект такого рода строится целиком и полностью на частные деньги. При этом в итоге его планируют передать государству. Основным инвестором стала голландская фирма «Бенилюкс». Тут практически в одном здании располагается пункт пропуска через границу, таможенный пост с фито- и ветеринарным контролем, госсанэпидемнадзор и прочие соответствующие службы. Тут же контейнерные площадки, причалы и все, что требуется для приема и отправки контейнеров и автомобилей. Располагается порт в бухте Литке прямо возле Кольцевой автодороги. Комплекс этот включен в перечень объектов, которые должны быть сданы к 300-летию. Кронштадтцы повалили сюда устраиваться на работу. Ежедневные очереди в отдел кадров стали привычными, и не удивительно. Многих достало уже мотаться на работу в Питер, а тут в общей сложности около 500 рабочих мест для кронштадтцев предусмотрено.
Казалось бы, если так все замечательно, кто тогда поднимает бузу? Согласно Земельному кодексу, прежде чем начинать проектирование подобных предприятий, необходимо выяснить мнение жителей: провести референдумы, сходки – все что угодно, но их согласие необходимо. Правда, в данном случае кодекс был принят уже после того, как началось строительство порта, тем не менее жители высказывают определенное недовольство. Весь вопрос в том, что население близлежащего квартала оказывается как бы в центре большой стройки. Есть, конечно, в этом и определенная романтика. Иностранцы так вообще, попадая сюда, с большим интересом таращатся вокруг. Но когда поднимается ветер – а с залива он достаточно сильный, – песок летит прямо в окна. Не все от этого в восторге. Пыльность действительно большая. 50–70 фур в день тут проходят. Когда-то, еще лет 15 назад, поднимался вопрос о насаждении лесополосы, которая защитила бы жителей. Но все эти разговоры как-то не вышли за вербальный уровень.
Вообще по закону, когда инвестор вкладывается в строительство, то порядка 30–40 процентов денег идут на соцкультбыт – озеленение района, строительство спортивных площадок. «Моби Дик» честно отстегнул городу 120 тысяч. Как ими распорядятся – пока не ясно.
Еще местные жители очень сожалели об утрате своего любимого пляжа. Даже письмо писали куда-то. Но на наш взгляд, глупо из-за этого расстраиваться. Если пройтись чуть дальше с юго-восточной стороны от дамбы – есть прекрасный большой чистый дикий пляж. Не какая-то бухточка, а целый открытый залив.
Хотя некоторые переживания жителей по поводу игнорирования их прав не лишены смысла. Правда, к «Моби Дику» это уже не относится. Например, собираются прямо в жилом квартале построить бензоколонку. Буквально перед носом у обывателей. Неужели другого места не нашлось?

"Наша Версия на Неве", № 3, от 27.01.2003