Разведут на любовь

В петербургских вузах может появиться давно забытая должность идеолога Письмо с таким известием высшие учебные заведения получили от ректора Технологического института Николая Лисицына. Оказывается, господин Лисицын теперь не просто возглавляет крупнейший вуз города. Он ещё является руководителем организации, которая должна пестовать питерскую молодёжь в духе патриотизма – совета по идеологической работе со студентами. Инициатива же с «политруками» приурочена к 20-летию российской Конституции. Возможно, подобным образом Совет ректоров Петербурга решил публично продемонстрировать уважение к этому важному документу, не вдаваясь, впрочем, в нюансы основного закона государства. Который прямо запрещает обязательную государственную идеологию. А «идеология в рамках отдельного субъекта России – это нонсенс», – прокомментировала инициативу коллеги Генеральный секретарь вышестоящей инстанции Ольга Каширина. И всё же депеша господина Лисицына пока не отменена. И настоятельно рекомендует назначить людей по «патриотической части» до 18 ноября сего года.

Против «промывки мозгов» категорически выступили российские студенческие организации. А депутат Максим Резник лично поинтересовался у главы городского Совета ректоров Владимира Васильева – какую конкретно идеологию собираются прививать студентам?

Конечно, немного странно, что февральская инициатива (именно тогда было принято решение о введении новой должности) обсуждалась практически за закрытыми дверями. Однако в самой идее под названием «Служение отечеству» Владимир Васильев не усматривает дурных признаков советского пережитка. Другое дело, что благородный порыв оказался превратно истолкован общественностью: студентам вовсе не собираются рассказывать, как «космические корабли бороздят просторы Большого театра» – уверяет господин Васильев. Напротив, проекты Совета призваны сделать молодёжь более открытой обществу. Например, в рамках «идеологических» задач, юноши и девушки смогут обучать пенсионеров компьютерной грамотности.

Впрочем, политологи, с которыми удалось пообщаться корреспонденту «Нашей Версии на Неве», обращают внимание на некоторые нюансы проекта. Скажем на то, что Владимир Васильев является сопредседателем «Народного фронта» в Петербурге – организации, которая априори предполагает некую сплочённость вокруг фигуры лидера. Поэтому нельзя исключить, что стихийно формирующееся в России волонтёрское движение, в котором задействовано много студентов, власть решила приватизировать. И добрые дела под брендом «заботы вождя о народе» делать руками доверчивой молодёжи.

Здесь же можно вспомнить о нюансах отечественных программ патриотического воспитания. Такие программы, как известно, последовательно реализуются в стране с начала 2000-х годов. Но помимо традиционной патетики, которая присуща любому государству, имеют свою особенность. Она заключается в отчётности, по которой судят об эффективности тех или иных проектов. Так вот, главные критерии отчётности – охват определённого процента населения, а также процент вовлечённых в программу людей. Отметим, что российское студенчество сегодня составляет более шести миллионов человек. Поэтому не исключено, что за счёт введения «патриотов на ставке» питерские «народофронтовцы» «застолбят» широкую и доселе «вольнодумствующую» часть населения – студентов. Ведь Николай Лисицын прямо заявил, что цель вузовских идеологов – патриотическое воспитание граждан своей страны и объединение студентов любовью к Родине.

Как известно, история России знает немало примеров не взаимности подобной любви. Возможно именно поэтому письмо господина Лисицына встревожило часть преподавателей, которые призывают разобраться: не скрывает ли понятие «идеолог вуза» ответственного за лояльное отношение к власти полит-рука?

Впрочем, с точки зрения реалий нашего времени, должность штатного «патриота» более чем оправдана. В конце концов, кто-то должен объяснять молодым людям, отчего символ отечественной коррупции прошлого года Анатолий Сердюков вдруг сегодня назначен на должность гендиректора «Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения»? Очевидно, что уместить подобные метаморфозы в голове критически мыслящего человека невозможно, а уж молодёжи и подавно. С этой точки зрения «устранитель» наиболее вопиющих политических противоречий необходим. Кроме того, как рассказал «Нашей Версии на Неве» научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин, внедрение идеолога может иметь и куда более дальний прицел:

«Образование за последние годы сильно бюрократизировалось. По некоторым моментам сегодня сложнее работать, чем в советские времена. Идеологический контроль, во-первых, усилит популистский патриотизм, под брендом которого «пилят» деньги. А во-вторых, загонит в более жёсткие рамки преподавателей, особенно гуманитарных дисциплин. Сегодня нам приходится писать развёрнутые программы: о чём ты намерен говорить со студентами, как ты будешь это делать. Если же контролёру будут платить за доносы на «отклонившихся» от генеральной линии любви к партии, может вообще сложиться страшная система. Которая вынудит преподавателя писать тексты лекций и бубнить их с кафедры. Но есть и ещё один нюанс. Я уверен, что в сегодняшних реалиях идеологический работник будет ориентирован на взяточничество. Ведь чем более детально разработаны программы, тем больше вероятность, что преподаватель случайно от них отойдёт. Зато во всех отчётах будет написано: «мы регулярно занимаемся патриотизмом

в большом объёме». Лично я уверен, что слово «патриотизм» в мирное время – это механизм для распила денег. Любовь к родным берёзам прививается в школах на уроках истории талантливым педагогом».

«В самом патриотизме нет ничего плохого, в конце концов это одна из форм идентичности человека, – полагает публицист Андрей Столяров. – Но вот рассуждая о нём, мы порой общаемся в разной системе смысловых координат. Например, яркий пример патриота – Адольф Гитлер. У него выступали слёзы, когда он говорил о своей стране, он искренне и самозабвенно боролся с врагами Третьего рейха. Сюда же мы можем отнести и Сталина. Определённый патриот – президент Уганды, диктатор-каннибал Иди Амин. Придя к власти, он изгнал из страны всех выходцев из Индии. Правда, после этого в стране рухнула экономика, но зато за «чистоту угандийцев» можно было не беспокоиться. Всех этих персонажей объединял так называемый этнический патриотизм.

В нашей стране, наряду с патриотизмом «публичной любви к Родине», доминирует именно этнический. С этой точки зрения введение идеологов в вузах вполне возможно приведёт к повышению этнической температуры в стране, ведь больше власть предложить ничего не сможет. Очевидно, что она не имеет внятно сформулированной системы позитивных ценностей. И как только они начинают провозглашаться, становится очевидно, что сама власть им не соответствует. Для того чтобы «перезагрузить» ценности, нужно «перезагрузить» верхи, что сегодня не возможно. Остаётся самая опасная для России этническая карта. Которая может привести к отчуждению всех национальных республик. Очевидно, что страну, где ты можешь чувствовать себя комфортно только на какой-то строго определённой территории нельзя назвать единой».

Впрочем, отмечает публицист, со студентами идеологам будет справиться немного сложнее, чем с преподавателями: «Все преобразования мира были совершены молодыми. Отличительная особенность молодёжи – это желание создать собственный мир. Она не может высказать это сознательно, но ощущение это всё равно присутствует».

Любопытно, что толкование слова патриотизм, не всегда отвечает его смыслу. Как показало недавнее исследование, проведённое Центром системных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН в Ростовской области, «гордость за страну» подразумевает в сознании молодых людей, в основном, гордость за спортивные победы. Согласно другому исследованию, 90% граждан России считают себя патриотами. Однако при уточняющих вопросах выясняется, что свою жизнь они готовы отдать за семью, а государству – иногда выделить два часа свободного времени. Как отмечает, глава Центра Виктор Черноус, приблизительно так дело обстоит и на «верхах». Где «правящая элита одной ногой стоит на государственно-патриотических позициях». А другой – в совершенно противоположном направлении.



 

      Алла Серова, фото Владислава Копылкова, "Наша Версия на Неве", № 45 (303), от 18.11.-24.11.2013