«Хромой Пегас» Пулково?

Росавиация готова выдать сертификат соответствия новому терминалу Пулково. Правда, после того, как пройдёт повторная госэкспертиза.

Об этом на днях заявил начальник Северо-Западного управления ведомства Олег Гринченко: оказывается, его организация провела проверку объекта и не нашла там никаких изъянов. Сообщение, конечно, неожиданное, особенно учитывая, что Ростехнадзор наотрез отказался выдавать разрешение на полноценную эксплуатацию объекта. К тому же 16 января началось рассмотрение очередного иска к оператору аэропорта – «Воздушные ворота Северной столицы» («ВВСС»), по фактам выявленных нарушений в новом здании. Кстати сами «ВВСС» надеются, что вскоре вся необходимая разрешительная документация будет ими получена, пока же терминал-1 работает в тестовом режиме. Однако ознакомившись со списком недостатков очередного имиджевого проекта Северной столицы, корреспонденты «Нашей Версии на Неве» пришли к выводу, что устранить некоторые из них просто невозможно.

Приостановления строительства нового терминала Рос-технадзор начал добиваться ещё весной 2012 года. Уже тогда эксперты нашли нарушения в технологии производства работ и отклонение от первоначального проекта. Перечень «косяков» ни «ВВСС», ни собственно ОАО «Аэропорт Пулково» не сообщают. Информация же, проникшая в декабре на полосы питерских СМИ, оказалась неточна и неполна. Получить частичную картину того, что же построили турецкие подрядчики вкупе с азиатскими строителями, можно исходя их текста решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленобласти. Который ещё в сентябре прошлого года назначил штраф (50 тысяч рублей) генеральному проектировщику проекта – турецкой фирме ООО «СФММ Аркитекст». Административное наказание компания получила из-за неисполнения требований Ростехнадзора по исправлению нарушений при строительстве терминала. От перечня же самих нарушений становится явно не по себе.

Что построили

Пробы, взятые специалистами Ростехнадзора, показали: турецкие строители использовали сферические мостовые опоры с неверными температурными характеристиками, кроме того, у них отсутствовали акты ИК/УЗ диагностики сварных швов. При строительстве ферм и их опор мастера использовали не тот тип стали, а при бетонировании стен и колонн – иную марку бетона, нежели предусмотрено проектной документацией.

Рассуждения о том, что бетон низшей прочности, а железо меньшей толщины вполне могут постоять – выносим за скобки. Нормативы обеспечения безопасности писаны кровью. В большинстве случаев это была кровь невиновных людей – пользователей. Кстати, в СССР этому инженеров учили ещё в ВУЗах. Но даже без этих очевидных условий можно предположить, что игры с бетоном особо опасны в питерском климате. В нашем «болоте» температура может переходить через «ноль» несколько раз в день. Лечь спать при +5, а проснуться утром при -15 – в демисезон не редкость. Поэтому надежды, что бетон «наберёт», а металл «устоит», могут и не сбыться.

Любопытен ещё один нюанс. Как отмечает судья, «при строительстве централизованного пассажирского терминала главного здания (...) освидетельствования скрытых работ застройщиком-заказчиком не было; представленные акты освидетельствования скрытых работ и акты освидетельствования ответственных конструкций не подписаны...» Переведём на русский: проверяющим достоверно неизвестно, что именно находится внутри опор и стен здания.

А вот выдержки из конструктивных «огрехов»: «междуэтажные перекрытия ... не примыкают к наружным стенам здания». А если ветер дунет посильнее да пассажиры плотные с набитыми чемоданами подберутся?

Сэкономили строители и по мелочам: в главном здании пассажирского терминала высота ограждений лестниц – 0,9 метра. По нормативам требуется 1,2 метра. Жертвами низких перил, надо полагать, могут стать мужчины – у них голова с плечами тяжелее нижней части тела.

В принципе, все эти недостатки опасны при функционировании терминала в повседневных условиях. А если форс-мажор?

Наверно, любой школьник догадается, что при пожаре людей надо выводить из опасной зоны по лестницам – лифтами пользоваться нельзя. Но оказалось, что именно лестницы в новом терминале для этой цели не пригодны. Судья зафиксировала: «лестничная клетка не является эвакуационной, так как не имеет преграды для пожара в виде глухой противопожарной перегородки». Таких опасных лестниц на объекте семь. При этом лифты в шахтах устанавливаются «с отступлением от проектной документации».

Судя по всему, в случае пожара пассажиров сложно будет эвакуировать и через окна. Ведь в главном здании пассажирского терминала более 50% внутренних лестничных клеток (они предназначены для эвакуации

с надземных этажей) не имеют световых проёмов необходимой площади. Лестничные клетки в нарушение требований противопожарной защиты окон либо не имеют, либо имеют, но во внутренних стенах здания. Интересно, при исправлении «недостатков» строители будут прорубать новые окна или расширять старые? И спасёт ли это? Ведь в перечне «огрехов» значится ещё один – «не обеспечивается проектный предел огнестойкости перекрытий». Это как понимать? Гореть будем всем домом, тьфу, всем миром?

Остальные недоделки кажутся, конечно, мелочами по сравнению с основными: нет устройств для открывания фрамуг окон и проёмов в фонарях с площадью достаточной для удаления дыма при пожаре. Не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции. Вид распылителей для тушения пожаров «не предназначен в соответствии с ТУ ФГУ ВНИИПО МЧС РФ».

Сложно сказать, каким образом будут устранены все эти недостатки. Бурением бетона в уже готовом здании? Перекрытия к стенам будут снаружи болтами крепить? Или «надырявят» окон и построят железный корсет поверх стен, чтобы здание не посыпалось?

Кстати, в новейшей истории России мы помним катастрофу в пермском клубе «Хромая лошадь»: 156 человек. Интересно, как назовут катастрофу в новом терминале Пулково наши потомки. Быть может «Хромой Пегас»?

Кто так строит

Карл Маркс учил в «Капитале»: самый плохой строитель от лучшей пчелы отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. «Голов» в деле аэропорта было много. Упоминается несколько проектировщиков, да и состав участников проекта менялся неоднократно. Первоначально подрядчиком работ по реконструкции было петербургское ОАО «Метрострой». Компания предложила общую стоимость работ менее одного миллиарда евро, однако иностранные инвесторы проекта (на 60% он профинансирован международными организациями) захотели видеть крупного подрядчика из-за кордона Таким образом на сцену вышла турецкая «Идж Ичташ – Асталди Иншаат Аноним Ширкети», совместное предприятие итальянской корпорации Astaldi и турецкой фирмы Ictas Insaat.

А питерский «Метрострой» отправился в суд: на новый терминал Пулково, под «честное коммерческое» «ВВСС», организация потратила 108,5 млн рублей. Отсудить ничего не удалось. Зато проект, разработанный по заказу метростроителей, с некоторыми по-правками лёг в основу возведения третьего терминала.

О том, каких специалистов привезли иностранцы для реализации стратегического объекта, петербуржцы узнали прошлым летом. «Наша Версия на Неве» писала о бунте жителей, которые возмутились вселением в здание на Вёсельной улице 300 мигрантов. Собственно, это и были строители нового терминала Пулково.

Горожане потребовали проверить гостей-азиатов, и их желание было выполнено: в конце лета глава ФМС Елена Дунаева отчиталась: на площадке нового терминала Пулково нелегальных мигрантов нет. А вот другие проверяющие нашли их сотни. Так, в начале ноября госинспекция труда по Санкт-Петербургу обнаружила на стройплощадке Пулково 346 нарушений правил охраны труда. Оказалось, что 145 человек работали вообще незаконно, без трудовых договоров. Через месяц Генеральная прокуратура РФ сообщила, что фирма наняла на работу иностранных граждан, не имеющих права на трудовую деятельность в России. Были возбуждены дела об административных правонарушениях, а компанию оштрафовали на один миллион рублей. Правда, названия фирмы, «трудоустроившей» гастарбайтеров, прокуроры не сообщили.

Предзнаменование?

За 160 тысяч евро «ВВСС» прикупило четыре пластиковые фигуры ангелов с крыльями в виде самолётов. В интервью изданию «Фонтанка.ру» автор скульптур так высказался по поводу концепции произведений: «Хотелось показать человеческий фактор, разгильдяйство, которое у нас есть во всём (…). Крылья на скульптурах соответствуют полностью борту и модификации самолета. Девушки сидят в жанровых позах: кто-то за чашкой кофе, кто-то читает, кто-то в позе йоги. Это такие легкомысленные ангелы, которые должны были сберечь самолет с людьми, но они не сберегли, потому что были заняты тем, что не чуждо любому человеку».

Кстати на выставке этого проекта в Цюрихе, у ангела с надписью «СССР» на красном крыле стоял номер 67290. Это от самолета Л-410М, который в 1982 году врезался в гору под Геленджиком (погибли 18 человек).

У ангела с поднятыми руками на крыльях был номер 651АА. Это Boieng-757 American Airlines, он разбился в 1992-м в Колумбии (погибли 169 человек).

Ангел с крыльями Aerobus А321 компании Airblue обозначает катастрофу 2010 года в Исламабаде (погибло 152 человека).

Можно, конечно, сказать, что суеверие – грех. Но развешивать ангелов смерти над головами пользователей здания, построенного с таким веником нарушений, точно не гуманно.

Наша СПРАВКА

История строительства третьего терминала в петербургском аэропорту Пулково началась с подписания Владимиром Путиным указа от 25 сентября 2007 года. Речь шла о передаче из федеральной собственности в собственность Санкт-Петербурга 100% акций аэропорта. 21 апреля 2008 года был официально запущен конкурс по отбору участников государственно-частного парт-нёрства на реконструкцию Пулково. В итоге победила оффшорная кипрская фирма Talita Trading. Ей принадлежит 100% управляющей компании ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (оно же Northern Capital Gateway – название «ВВСС» по-английски). Из открытых данных следует, что бенефициарами Talita Trading являются VTB Bank Europe – 57,5%, компания Fraport –

35,5% (управляет аэропортом Франкфурта) и греческий инвестфонд Сopelouzos Group – 7%. Talita Trading имеет отделение в Швеции.

Финансирование проекта строительства третьего терминала осуществляется за счёт акционеров (33%), собственных денег ООО «ВВСС» (7%) на 40%. Остальные 60% предоставляют 13 международных финансовых организаций. С 29 апреля 2010 года ООО «ВВСС» управляет аэропортом Пулково.

 

      Ольга Андронова, "Наша Версия на Неве", № 02 (310), от 20.01.-26.01.2014