Террор немецкой деревни

Предистория

В 1956 году в ФРГ был принят закон, по которому Германия взялась помогать иностранным гражданам немецкой национальности, проживающим вне территории исторической родины. По закону, страна взяла на себя обязательства оказать помощь людям вплоть до третьего поколения репрессированных немцев, то есть где-то до 2010 года.

Согласно Межправительственному договору, заключенному между Россией и Германией, под Санкт-Петербургом было начато строительство поселения Нойдорф-Стрельна, жителями которого стали 50 семей российских немцев. Проект реализован только на треть: изначально было запроектировано строительство жилья для 189 семей.


«Здесь будет город-сад…»

50 млн. DM были переведены на строительство «новой деревни» – это только по скромным подсчетам. Сколько их на самом деле было затрачено – большой вопрос. Там, где дело касается халявных денег, у наших чиновников правды не узнаешь. А строительство – та отрасль, где можно и больше «закопать».
Видимо, не слепые немцы все-таки поняли через какое-то время, что денежная «дыра» под названием «Нойдорф-Стрельна» – это надолго, и начали проект потихоньку сворачивать.
Предполагалось, что в поселке Нойдорф-Стрельна будут все объекты соцкультбыта. Девять лет назад, заселяя сюда первых жителей, важные от собственной значимости «шишки» всех мастей, взахлеб рассказывали, что тут скоро будет и детский сад, и школа, и поликлиника, и магазин, и спорткомплекс, и еще много-много всего.

В итоге сегодня поселок представляет из себя копию Германии 70-х, разделенную большой Берлинской стеной на западную и восточную. На территории «западной» возводятся особняки на продажу, на «восточной» - скромные двухэтажные домики, которые уже требуют серьезного ремонта. От былого великолепия остались только стены да отопительные котлы с трубами. Полы, двери, окна – все это уже пришлось поменять.

«Земля» на участке у дома – тоже была лишь названием. Чтобы хоть цветочек вырос, пришлось завозить песок, грунт, навоз. За свой счет разумеется. Поэтому красивые цветники возле домов, ягодные кустарники и плодовые деревья – это результат кропотливого труда самих жителей. И собственных средств, вложенных в эту землю.

Пусть нас рассудят

Более года местное нселение не платит Агентству территориального развития (АТР) «Нойдорф-Стрельна» за услуги и ресурсы по домовым приборам. Конфликтная ситуация возникла из-за того, что АТР в платежные документы вносит статьи, с которыми жители категорически не согласны. Например, уборка придомовых территорий.
– Раньше мы все сами убирали, – рассказывает жительница Нойдорф-Стрельна Лидия Вайс.– И не только у своего крылечка – асфальт на дороге мыли перед домом, чтобы в квартиру грязь не носить. Но вот уже много лет Агентство ведет интенсивное строительство и через поселок ездят грузовики. Не надо наверно рассказывать, сколько они вывозят со стройки на своих колесах строительного мусора и глины, «теряя» все это по пути. Кто должен этот мусор и грязь убирать? Застройщик. Они подрядили двух гастарбайтеров, которые прогуливаются с тележкой, якобы, убирают поселок. А нам внесли в квитанции строчку оплаты за их «труд», хотя любому понятно, что тут должна быть совсем другая уборка, с мытьем улиц...
Или еще «сюрприз» – навязали жителям охрану. На въезде в поселок поставили будку и шлагбаум – и… будьте добры, заплатите за то, что спите спокойно, пока охранники …развлекаются с пришедшими к ним в гости девицами.

После обращения в «Роспотребнадзор» никому не нужная охрана была убрана.
Когда жильцам было предложено платить за аренду земли, они написали заявление в прокуратуру, которая отменила эти незаконные поборы.

Платить за используемые ресурсы жители Нойдорфа не отказываются, но для этого необходимо разделить платежи. А это – дела судебные, которые не за горами.

Лед все же тронется?

Но это все мелочи по сравнению с тем, что называется «уверенность в завтрашнем дне». Ее нет, потому что самое главное – крыша над головой – по-прежнему принадлежит «дяде». И кто его знает, какое завтра у него будет настроение, и не попросит ли он «покинуть помещение с вещами»? Примеров в истории сколько угодно. Поэтому вот уже много лет жители поселка Нойдорф-Стрельна ведут борьбу с чиновниками за свои законные права.

Общественный совет поселения российских немцев, который возглавляет Лев Артурович Берг, немало сделал для того, чтобы голоса людей услышали. Они пишут письма губернатору и президенту, канцлеру Германии и главе КУГИ. «Условия договора будут выполнены», – пообещал ходокам руководитель КУГИ Игорь Метельский в мае этого года. Может и, правда, лед тронется, господа?

По договору, приобретая строения в собственность, жители поселения должны выплатить 20 процентов от их балансовой стоимости. Заранее понимая, куда уйдут и эти деньги, Общественный совет предложил отдать их в Фонд российских немцев, чтобы их могли использовать по назначению.
– Нам говорят, что на эти средства можно многое сделать в Нойдорфе, но мы в это не верим, – говорит Лидия Вайс. – Нам уже столько всего обещали. И ничего не сделали. Все, что сейчас делается в Нойдорфе – это уже не для нас. Поэтому пусть хоть эти деньги пригодятся тем немцам, которые в них нуждается.

Наталья Труш