«Деловые» против «помойки»

Имиджу Санкт-Петербурга как культурной столицы России последовательно продолжает наноситься урон. На минувшей неделе с новой силой вспыхнул конфликт вокруг Государственного симфонического оркестра (ГСО), приписанного к «Петербург-концерту». Напомним, что недавно в структуре авторитетного учреждения культуры был создан «Оркестр святого Петра», куда и следует перейти музыкантам. Председатель комитета по культуре Василий Панкратов разъяснил журналистам, что он «очень рад, что новый директор «Петербург-концерта» наконец-то стал решительно работать над разгребанием этой помойки, которая находится там в течение многих лет».

 

Площадная лексика господина чиновника тут же подверглась критике со стороны депутата ЗакСа Максима Резника, который разразился не менее скандальной цитатой, отнеся к «помойке, которая засоряет петербургскую культуру» как минимум двух Василиев – Панкратова и Кичеджи.

По мнению бывшего дирижёра ГСО Николая Корнева, одной из причин реорганизации «Петербург-концерта» стала якобы экономическая неэффективность. Иными словами, проведение концертов по низким ценам.

Очевидно, что такой подход вряд ли мог устроить кураторов, поднаторевших на предпринимательской ниве. Достаточно вспомнить, что уже в должности вице-губернатора Василий Кичеджи угодил в список ста самых богатых чиновников России по версии журнала Forbes, а его тёзка Панкратов, который несколько лет назад занимал пост заместителя председателя городского комитета по культуре, продвигал концепцию вывода этой сферы на рыночные рельсы.

Главной целью концепции Василия Панкратова было повышение спроса на культуру как на продукт. В результате поменялась система финансирования культурных учреждений, сделав небольшие организации неконкурентоспособными. При этом, как писал «ДП», «отсутствовали чёткие критерии для победителей конкурсов на получение денежных средств, что могло порождать различные махинации».

В течение недолгого времени, что Кичеджи курирует петербургскую культуру, город всё больше утрачивает свой интеллигентный облик. Достаточно вспомнить, что предшественник Панкратова – председатель комитета Дмитрий Месхиев был вынужден покинуть свой пост и стал фигурантом уголовного дела. Горькую пилюлю, вероятно, должен был подсластить инициированный Смольным мировой рекорд, заявленный на прошлогоднее празднование Дня города – выступление сводного хора в количестве 4335 человек при участии 124 музыкантов симфонического оркестра Капеллы на ступенях Исаакиевского собора. Однако вскоре выяснилось, что рекорд до мирового уровня «не дотянул», и организаторам пришлось довольствоваться Книгой рекордов СНГ. А в сентябре 2013 года, несмотря на уверения высоких ньюсмейкеров, от участия в качестве почётного гостя Петербургского международного кинофестиваля отказался американский кинорежиссёр, трижды оскароносец Оливер Стоун.

Видимо, перечислять все «заслуги» обоих Василиев сейчас нет необходимости. Но об одном эпизоде нужно упомянуть. По случаю 60-летнего юбилея в этом январе вице-губернатора Кичеджи на малом правительстве наградили знаком «За заслуги перед Санкт-Петербургом». Заметим, что на работу в Смольный чиновник заступил 14 сентября 2011 года, а в соответствии с постановлением городского правительства №660, к награждению знаком отличия «представляются, как правило граждане, безупречно проработавшие в организациях, учреждениях и на предприятиях, расположенных на территории Санкт-Петербурга, не менее 10 лет…»

Стремительно утекает время у «деловых», даже не как на войне – где день идёт за три. Всё надо успеть – и мировой рекорд поставить, и «помойку» разгрести. А тапёры должны играть, как указано «сверху».

Василий ПАНКРАТОВ, глава комитета по культуре (из интервью www.topspb.tv, апрель 2013):

– В силу ряда объективных причин, в общем-то, конечно, определенное доверие комитет утратил. Планов у меня как всегда громадьё, но сейчас это не самое главное…

Николай КОРНЕВ, бывший дирижёр ГСО (из интервью АБН, февраль 2014):

– Если председатель комитета по культуре называет его помойкой, значит он ходит по помойкам и смотрит, где, что и как пахнет. Это хамство, это оскорбление многих известнейших имён, которые составили славу города. Называть «Петербург-концерт» помойкой – подсудное дело, в конце концов…

 

     "Наша Версия на Неве", № 07 (315), от 24.02.-02.03.2014