Радикалы научат тебя любить Родину?

Почему российские власти вновь делают ставку на черносотенцев? Тяга Смольного к литературе культурно-просветительского характера в прошлом году обернулась скандалом. Администрация города, чей парламент объявил вендетту телеканалу «Дождь» из-за корявого опроса, чуть было не закупила за бюджетный счёт книгу «Нравственный образ истории», как бы намекающую на «богоизбранность» белой расы. Этим изданием чиновники хотели снабдить молодёжь и казаков для проведения государственно-церковных мероприятий, однако богоугодную образовательную программу свернули, отдав книгу на экспертизу в институт истории РАН.

По итогам проверки детище Юрия Михайлова решили не закупать и оставить для расширения сознания узкого круга почитателей таланта. На днях же в общественном пространстве появилось не менее занятное предложение представителя комитета по молодёжной политики Смольного. Чиновники приглашали всех желающих принять участие в духовно-патриотическом мероприятии по презентации диска с миниатюрными фильмами «Русские герои-2». Оказалось, что диск создан сотрудниками некоего сайта «Русская народная линия», известного радикальным желанием насадить православную веру, где можно и нельзя…

журналист Антон Зарицкий вывел одну любопытную закономерность последних лет. По аналогии с древнегреческой легендой о царе Мидасе, который своим прикосновением превращал окружающие предметы в золото, все явления, касающиеся войны 1941-1945 годов, теперь стремительно приобретают ореол сакральности. И вот уже историки опасаются озвучивать «неловкие» моменты прошлых лет, а самопровозглашённые «комиссары» (вспомним плакат «Великая Победа» с подписью «Единая Россия») требуют объявить прокажённым всё, что может быть истолковано как непочтительное отношение к памяти предков. И от имени павших солдат требуют предать еретиков «очищающему огню». Разумеется, как отмечает автор, всё это не идёт на пользу ни самой памяти, ни отечественной истории.

Продолжая мысль, отметим, что «симп-том Мидаса» стремительно распространяется и на такие явления как любовь к богу и патриотизм. Дремучие, а подчас откровенно маргинальные взгляды на сложносочинённый окружающий мир, сегодня можно легко поставить на одни весы со взглядами научными и общепринятыми. Вооружившись, например, хоругвями с иконами и ткнув ими в нос академикам МИФИ. Разумеется, явление это не наших дней. Ещё Джордж Буш-младший в ответ на вопрос «как вам не стыдно бомбить Ирак?», не моргнув, ответил, что делать это ему разрешил Бог. Однако именно в нашей стране «симптом Мидаса» уже начинает подавать первые признаки заболевания. Как тут не вспомнить Льва Лурье с его: «Они – казаки, а мы в своем городе – «иногородние»?»

В вопросе историка нет ничего праздного. Согласно новому курсу России в патриархат, такой нравственный принцип как «патриотизм», по странному недоразумению, всё больше становится оружием слоёв, именующихся в учебниках по истории «реакционными». Отличительное свойство этих слоёв – распирающая любовь к Святой Руси кисти художника Васнецова и стремление спасать Россию от инородцев и «радужных». В арсенале реальных действий – богоугодные деяния, вроде поколачивания культурно вышедших на митинг граждан.

Собственно, всю эту лубочную картину частично транслирует портал «Русская Народная Линия», который, по какому-то недоразумению, носит статус православного информационного агентства. Обнаружить РНЛ в реестре СМИ Роскомнадзора корреспонденту «Нашей Версии на Неве» не удалось. Не удалось уточнить спорный статус и у главного редактора издания Анатолия Степанова, который, увы, на презентации диска не присутствовал по причине госпитализации.

Суть же мероприятия оказалась в следующем. К 25-летию со дня вывода советских войск из Афганистана РНЛ решила издать второй сборник миниатюрных фильмов, посвящённых военным героям разных лет, и презентовать его при поддержке комитета по по молодёжной политике. Сам по себе факт выхода такого диска в свет можно только приветствовать. Возможно, что в виду отсутствия героев нашего времени, напоминание о подвигах прошлого способно зародить у подрастающего поколения интерес к отечественной истории.

Впрочем, гораздо любопытнее диска миниатюр, состоящего из нарезок художественных фильмов и документальной хроники, представляются персоналии его создателей, инициативы которого активно поддерживает Смольный.

Главный редактор «Русской Народной Линии» – Анатолий Степанов, убеждённый носитель идей «Москва – Третий Рим» и глава реанимированной организации черносотенцев «Русское Собрание». В своё время он уличил академиков МИФИ в рассадничестве воинствующего безбожия и связях с чёртом (те жаловались на головную боль от запаха ладана). Сам Анатолий Дмитриевич именует себя «Путинистом, Монархистом и Черносотенцем», а среди наиболее ярких представителей современной «чёрной сотни» выделяет лидера нижнетагильских рабочих Игоря Холманских и участников прокремлёвского митинга на Поклонной горе. Любая патриотическая сила в его понимании должна основываться на православном движении, в остальном – «Либо Сталин либо Майдан».

Разумеется, все вышеперечисленные положения можно было бы списать на личный анамнез уважаемого Анатолия Дмитриевича, если бы в его биографии не присутствовала и другая яркая сторона творчества.

Как известно, главный редактор РНЛ является членом Центрального Совета движения «Народный Собор», полагая его наиболее дееспособной патриотической общественной организацией нашего времени. И в этом свете поддержка мероприятий такого адепта формально светской администрацией Смольного смотрится несколько диковинной.

«Наша Версия на Неве» уже рассказывала о православном общественном движении «Народный Собор», которое создал бывший функционер неофашистской организации «РНЕ» Олег Кассин. Ныне баркашовцы запрещены «в служении». Однако в былые времена СМИ в открытую именовали господина Кассина «вице-фюрером», а его «опричников» – «криминализированной структурой нацистской ориентации». Помимо национал-патриотических измышлений на тему русской национальной диктатуры и создания патриотических православных клубов, баркашовцы занимались вполне авторитетной охранной деятельностью. В разные времена люди, одетые в форму с изображением вращающихся крестов, становились главными фигурантами уголовных дел по самым разным статьям – от торговли оружием до разбойных нападений. В конце концов, мэр Москвы Юрий Лужков добился отмены съезда РНЕ, а вскоре ультранационалисты отправились в список запрещённых организаций Минюста.

Отход Олега Кассина от РНЕ окутан легендами. Говорят, что «вице-фюрер» самостоятельно покинул ряды, разойдясь во взглядах со спивающимся

к тому времени Баркашовым. Согласно другой версии, Кассина «опрокинули» за «целенаправленную политику дискриминации организации». Так или иначе, спустя несколько лет он создаёт «Народный собор» – организацию православно-патриотического толка.

Разумеется, по сравнению с «РНЕ», «Народный собор» – просто чеховский дядя Ваня. За последние несколько лет организация прославилась своими выступлениями против «радужных» сограждан и феминисток, скандалами, связанными с переделом земельных участков в пользу московской патриархии, а также заявлением в прокуратуру на группу Pussy Riot. Собственно, по его итогам на панкерш и завели уголовное дело, со всем вытекающим из этого зверинцем.

Петербургские «соборовцы» проявили себя как «воинство христово» на поприще разборок с «содомитами» и певицей Мадонной. Однако за последние полгода «Народный Собор» замахнулся и на дела государственнические. В ноябре активисты бдительно попытались сорвать международную конференцию против домашнего насилия. А недавно жертвами свирепого «воинства» стали участники акции в поддержку Майдана на Марсовом поле.

В Петербурге «Народным собором» руководит помощник депутата Виталия Милонова, бывший десантник Анатолий Артюх (стал известен широким массам после попытки уличить пакеты молока компании «Весёлый молочник» в пропаганде однополой любви). Напомним, что недавно «культурный» вице-губернатор Василий Кичеджи и Милонов породнились: чиновник стал крёстным отцом приемного ребёнка депутата. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и «Народный собор», и дружественная ему «Русская Народная Линия», в будущем вполне смогут пользоваться особым расположением идеологов власти духовной.

Во-первых, «воинство христово» чётко и безоговорочно отвечает курсу антизападничества и антилиберализма, то есть самостоятельно сможет регулировать процессы, которые набожная администрация Петербурга по формальным основаниям пока не может запретить (типа митингов в поддержку «украинских мятежников»).

Во-вторых, православные радикалы гораздо безопаснее оголтелых фанатов «Зенита», в силу интеллектуального превосходства и наличия чётких политических принципов.

«Власти светской мы должны возражать, уважая сам принцип власти и государственности. Есть прекрасный исторический пример, когда министр финансов времен Императора Николая I Павловича граф Егор Францевич Канкрин, (…) не соглашаясь с какой-то идеей Императора Николая I, несмотря на его гнев и недовольство, твердо отстаивал свою позицию. Но отстаивал её, стоя на коленях перед Императором (...). Этот замечательный исторический пример демонстрирует тот алгоритм возражения власти, который приемлем для русских православных патриотов», – пишет Анатолий Степанов.

Ну и кого бы вы выбрали при таком раскладе «патриотических» сил? Бросающихся под ковши экскаваторов градозащитников, что ли?

 

      Алла Серова, "Наша Версия на Неве", № 07 (315), от 24.02.-02.03.2014