Кареты под запретом

В том, что погибла дочь мэра Сочи, в северной столице винят только… лошадей
Обвиняемых в деле по факту гибели в дорожном происшествии пятилетней Леры Колодяжной до сих пор нет. Отпущен на свободу 22-летний Алексей БОТЛЕВ, водитель жигулей, въехавших в колесницу, перевозившую высокопоставленного гостя северной столицы с его семьей. Зато сегодня на петербургских улицах задерживают и доставляют в милицию гужевые повозки и возниц. Смольный в ответ на случившееся готовится в ближайшее время либо вообще запретить конные поездки по центру города, либо четко их регламентировать.
Арестованные кони

Коней посчитали виновными сразу и поголовно. С начала этой недели ни одна лошадиная повозка не смогла проехать по городу прежним маршрутом. Кареты сейчас простаивают (каждая петербургская компания, работающая на этом рынке, содержит от 5 до 20 экипажей. — Н.П.). Но, выбирая из двух зол: материальный ущерб или общение с правоохранительными органами, владельцы конных колесниц предпочитают терять деньги. Запрет еще не написан и не подписан. Формально в северной столице «каретникам» работать можно, фактически – выясняется, что нельзя.
– Не рискуем выезжать, хотя официального запрета нет, – объясняет в интервью корреспонденту «Новой» директор «Общества любителей лошадей» Владимир ГНЕЗДИЛОВ. – Едва повозка покажется на дороге – ее задерживают, доставляют в милицию, в отношении возницы составляют протокол. По разным надуманным обвинениям: «неповиновение сотрудникам милиции», «нарушение общественного порядка», «нецензурная брань» и т. д. На вызволение каждого экипажа уходит несколько часов.
– На вечер 25 июля заблаговременно у нас были заказаны иностранными делегациями четыре экипажа, но скорее всего экскурсии придется отменить из-за форс-мажорных обстоятельств, – говорит директор фирмы «ВАЛКиТ» Александр ИВАХНОВ (каретой именно этой фирмы воспользовались Колодяжные. – Н.П.). – Увы, ни новобрачных, ни туристов не привлекает перспектива вместо обещанных живописных мест наблюдать незапланированные и совсем неживописные отделы милиции…
Во вторник Александр ИВАХНОВ просто перегонял пустую карету от гранд-отеля «Европа» в конюшню фирмы в Московском районе города: в центре гужевая повозка компании «ВАЛКиТ» на данный момент без надобности. Остановили, доставили в 79-й отдел милиции на Гагаринской улице, не отпускали до поздней ночи. От ИВАХНОВА при каждой новой беседе требовали «недостающие» документы: согласования, разрешения, письма, устав… Все оказалось в наличии и в порядке, что неудивительно. По словам руководителя печально известной сегодня каретной фирмы, с 20 июля его организацию ежедневно посещают проверяющие всевозможных инстанций: «готовы уже к любым претензиям и вопросам».

Дилижансы вышлют из центра?

Каретники выжидали и наделись, что у чиновников возобладает здравый смысл. Поэтому решение, озвученное со стороны Смольного 24 июля, их шокировало: «правительство Петербурга с августа 2007 года решило запретить поездки карет по главным городским улицам».
– Комитету по транспорту администрации поручено подготовить распоряжение о запрете движения гужевого транспорта в центре Петербурга, – заявил в прессе начальник отдела организации пассажирских перевозок городского комитета по транспорту Кирилл ПЕТРЕНКО. – В августе выйдет распоряжение, которое установит адресный перечень улиц: где разрешено движение повозок, а где – запрещено. В целях безопасности отменят движение карет по центральным трассам, на набережных, на Приморском и Московском проспектах, а также в Адмиралтейском, Василеостровском и Петроградском районах. Документ также узаконит штрафы за передвижение лошадей по запрещенным адресам. Для физических лиц штраф составит 1,5 тысячи рублей, для юридических – до 40 тысяч рублей. Штрафовать нарушителей станет городской комитет по транспорту. Сотрудники ГИБДД в этом случае будут выступать в качестве свидетелей.
Дилижансы и маленькие гужевые повозки, которые впервые застучали по городским мостовым еще в начале XVIII века при Петре Первом, пережили 1917 год, вновь возродились в стране после перестройки, и с тех пор колесят по историческому центру северной столицы уже почти двадцать лет, – изживут одним росчерком пера?
– Закрыть для конных экипажей шесть главных районов: Центральный, Адмиралтейский, Василеостровский, Петроградский, Приморский и Московский – гибельное решение, – однозначно отреагировали представители каретного бизнеса. – Упряжки на окраинах не нужны: там смотреть нечего. Пора сворачивать дело...
– Кто, заказывая карету на свадьбу, согласится проехать по двору вместо Дворцовой набережной? – прокомментировал Владимир ГНЕЗДИЛОВ.

Показательная порка

Неугодная сегодня фирма «ВАЛКиТ» за 18 лет работы катала сотни звезд и ВИП-клиентов, участвовала в десятках свадебных церемоний. Именно на «валкитовских» лошадях в день свадьбы прогуливал свою невесту Зару сын губернатора Петербурга Сергей МАТВИЕНКО. Министр экономического развития Герман ГРЕФ для будущей супруги заказывал карету упомянутой фирмы. Не раз усаживаясь в гужевую повозку, не чувствовал никакой опасности президент России Владимир ПУТИН.
– Всех довез благополучно, а с мэром Сочи не сложилось, – вздыхает директор ООО «ВАЛКиТ» Александр ИВАХНОВ. – Несчастный случай, каких много. С тем же успехом сейчас можно запретить движение по городу всех жигулей девятой модели. Или вот, скажем, в Анталье автобус перевернулся – давайте автобусные экскурсии отменим…
Сегодняшнее рвение петербургской администрации к принятию резких и жестких мер напоминает показательную порку. Слишком уж явно неуемное желание чиновников «достойно» ответить мэру олимпийского Сочи: мол, «сделали все возможное», «приняли меры», «лошадей в городе больше нет»…

Никто не задумался: к чему эти демонстрации отцу, потерявшему дочь? Чиновники, видимо, не знают и о том, что еще до отъезда из Петербурга, уже после гибели Леры, Виктор КОЛОДЯЖНЫЙ передал владельцу кареты ИВАХНОВУ: «Я к вам претензий не имею, не вы в этом виноваты, – оставил номер своего мобильного телефона и добавил, – свяжитесь со мной, если в отношении вас будут перегибы»…
Нина ПЕТЛЯНОВА


P. S.: То ли Виктор Колодяжный вчера связался с Валентиной МАТВИЕНКО (губернатор Петербурга сейчас находится в Греции) и глава города вмешалась в процесс, то ли чиновники администрации сами поняли, что погорячились, но уже 25 июля глава петербургского Комитета по транспорту Александр ДАЦЮК скорректировал предыдущее заявление: «Запрета никакого не будет. Регламентация работы гужевого транспорта необходима, и она произойдет, но это не запрет».

Досье «Новой»

По данным ГИБДД Петербурга и Ленинградской области, за последнее время в нашем городе произошло лишь два ДТП с участием дилижансов. Ни одно из них не повлекло ни регламентов, ни репрессий.
В июле 2005 года на Загородном проспекте «ВАЗ-21099» наехал на карету. Возница Юлия не пострадала. Автомобиль сломал ногу лошади по имени Кристалл и повредил карету. Животное вылечили, повозку починили. Впоследствии ГИБДД признало: виновник происшествия – водитель «Жигулей», но его даже не оштрафовали.

В июле 2006 года на Петергофском шоссе лошадь с наездницей сначала сбил «Мерседес»,
а потом переехало маршрутное такси. Девушку госпитализировали с серьезными травмами, животное скончалось. Виновник ДТП был привлечен к административной ответственности.

«Новая газета в Санкт-Петербурге»