Много шума из ничего в рамках конкурентной борьбы

До начала 2007 года реформа в сфере электроэнергетики не была особо заметна для потребителей электроэнергии Мурманской области. Пока профессионалы спокойно, обдуманно, без лишнего шума занимались своей работой, потребители знали: реформа идет… Все и дальше так бы и шло, если бы не «электрическая королева» – Мурманская горэлектросеть. А как иначе можно назвать предприятие, которое на протяжении многих лет является вожделенным предметом споров и яблоком раздора… Однако обо всем по порядку.

Закон и порядок

Без малого 38 лет Мурманская горэлектросеть покупала электроэнергию у поставщика-монополиста, коим являлся «Колэнергосбыт». Затем трансформированную в соответствии с ГОСТом электроэнергию МГЭС продавала путем передачи по своим сетям потребителям. В связи с реформой электроэнергетики эти два вида деятельности – куплю-продажу и передачу – надо было разделить, а сбытовую функцию (т. е. покупку и продажу) передать сторонней организации.

Собственно говоря, что в соответствии с требованиями статьи 6 Федерального Закона № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…» собственник акционерного общества «Мурманская горэлектросеть» и сделал. Причем через подобную процедуру прошли и крупные энергетические компании, и практически все предприятия коммунальной электроэнергетики нашей области. И по поводу разделения и передачи их сбытовой функции не было никакого ажиотажа, лишь краткая информация в СМИ. С Мурманской горэлектросетью такие истории не проходят, она слишком лакомый кусок сферы электроэнергетики нашего региона, потому как у нее большие объемы энергопотребления и немалое количество абонентов. Вот и посыпались на горсеть обвинения, что, дескать, передали сбытовую функцию первой попавшейся сторонней организации без конкурса, отодвинув все остальные энергосбытовые компании в сторону.

Семь раз взвесили, один раз решили

Да, конкурс энергосбытовых компаний, а их в области нынче 10, горсеть не устраивала, потому что законодательством не установлена обязательность его проведения. Однако для выработки взвешенного, экономически обоснованного, социально-направленного решения администрацией предприятия совместно с Советом директоров акционерного общества была создана рабочая группа. Ею специально для анализа ситуации на рынке гарантирующих поставщиков электроэнергии Мурманской области энергосбытам, а именно ОАО «Колэнергосбыт», ООО «Арктик-энерго», ОАО «ЕСК-центр», ООО «Русэнергосбыт», ООО «Коларегионэнергосбыт», МУП «Апатитская энергосбытовая компания», были направлены письма с предложением предоставить полную информацию о компании.

По словам генерального директора «МГЭС» Григория СТЕПАНОВА, сбытовые компании оценивали по нескольким показателям: финансовое состояние, структура потребителей (т. е. соотношение населения и промышленных потребителей), возможность передачи доли в уставном капитале предприятия ОАО «МГЭС».

– Также нами учитывались интересы потребителей, коллектива предприятия и собственника. Соблюсти баланс интересов, на наш взгляд, было возможно только при сохранении контроля и влияния на сбыт, так как все денежные потоки будут сконцентрированы именно там, - объясняет Григорий Аркадьевич. – Развитие событий по такому пути могло пойти лишь в случае готовности той или иной компании передать ОАО «МГЭС» долю от 25 процентов до 50 процентов в уставном капитале, дающую право влиять на принятие ключевых решений. С учетом нашего анализа и оценки каждой энергосбытовой компании Мурманского региона наиболее подходящей для нашего предприятия оказалась компания ООО «Коларегионэнергосбыт». У этой компании уже есть опыт работы в коммунальной электроэнергетике. Сегодня она объединяет коммунальные городские электрические сети Кандалакши, Апатитов, Ковдора, Заполярного, Полярных Зорь, п. Зеленоборский, п. Умба, п. Никель, п. Лейпи, п. Куропта, п. Енский, п. Ена, п. Риколатва. К тому же в процессе переговоров с руководством «Коларегионэнергосбыт» была достигнута договоренность на передачу доли в уставном капитале ООО «КРЭС» Мурманской горэлектросети, дающая нам право влиять на принимаемые решения.

По словам СТЕПАНОВА, это позволяет акционерному обществу не только сохранить контроль над ситуацией, но и получить возможность оценивать дальнейшее развитие рынка сбыта в Мурманской области. Потому как сегодня многие вопросы его регулирования находятся в подвешенном состоянии: это вопросы перекрестного субсидирования при формировании тарифов, проведения конкурсов гарантирующих поставщиков, работы на оптовом рынке и т. д., что не дает возможности в сегодняшней ситуации оценить реальный потенциал сбытовых компаний при работе в рыночных условиях с соблюдением норм действующего законодательства.

Не политические выборы, а технологии те же

Итак, выбор был сделан, но он оказался не в пользу компании, у которой без малого 38 лет горэлектросеть покупала электроэнергию. Ай, как же это так, из рук «Колэнергосбыта» уплывал столь лакомый кусок немалого объема энергопотребления. «Колэнергосбыт» понимал, что вместе со сбытовой функцией «МГЭС» в «Коларегионэнергосбыт» уходят потребители – население и юридические лица: предприятия, организации, учреждения, фирмы. Так вот именно с целью перетягивания на свою сторону юридических лиц – население сбытовую компанию интересует меньше всего, слишком уж проблематично с бытовым сектором работать – «Колэнергосбыт» и развернул массированную атаку потребителей недостоверной информацией о порядке перехода от одного гарантирующего поставщика к другому, более низкой цене электроэнергии в будущем. Причем действия «Колэнергосбыта» иначе чем методами нечистоплотной борьбы назвать нельзя. Потому как они сродни грязным приемам предвыборных пиар-технологий, главная задача которых – очернение репутации своих оппонентов.
Кстати, мифически низкая цена за киловатт – это один из «сладких леденцов», которым руководство «Колэнергосбыта» прежде всего вводит потребителя в заблуждение. На самом деле тарифы на 2008 год пока еще не утверждены. И говорить о том, каким будет тариф для той или иной энергосбытовой компании, преждевременно.

Гарантии и обещания голого короля

Называя свою компанию гарантирующим поставщиком на территории Мурманской области, руководство «Колэнергосбыта» опускает тот факт, что эта сбытовая компания получила статус по наследству, не прикладывая к этому никаких усилий, и является гарантирующим поставщиком только в сетях бывшего ОАО «Колэнерго».

Кроме того, существенное значение имеет тот факт, что на протяжении 2007 года «Колэнергосбыт» работал себе в убыток. Потому как приобретал электроэнергию на оптовом рынке дороже, чем продавал. По оценкам специалистов, на сегодняшний день убытки «Колэнергосбыта» составляют 3,5 миллиарда. К концу года, по прогнозам, сумма составит 5 миллиардов рублей. Какой источник погашения убытков найдет «Колэнергосбыт», пока не ясно. Вряд ли государство компенсирует ему разницу в тарифе.
Любой здравомыслящий человек понимает, что никто компенсировать миллиардные убытки не будет. Потому единственный путь решения проблемы – это включение убытков в тариф на 2008-й и последующие годы. То есть бремя долгов будет переложено на плечи потребителей. Кроме того, делать громкие заявления о низкой цене электроэнергии руководство «Колэнергосбыта» позволяет, потому что оно хорошо знает ситуацию, в которой сегодня находится компания.

В мае 2007 года ОАО «Колэнергосбыт» в числе других сбытовых компаний РАО «ЕЭС России» было выставлено на продажу. Однако только эта компания в ходе торгов так и не была продана. Почему? Да, потому что на сегодняшний день инвестиционная привлекательность «Колэнергосбыта» нулевая. И это, прежде всего, подтверждает рейтинг сбытовых компаний, опубликованный в журнале «Энергорынок», в котором «Колэнергосбыт» занимает одно из последних мест наряду со сбытовыми компаниями Кавказского региона. К тому же в 2008 году РАО «ЕЭС России» прекратит свое существование, поэтому до этого времени судьба «Колэнергосбыта» должна быть решена.
Как уже отмечалось выше, сегодня рейтинг компаний среди потенциальных инвесторов и так не велик. Из объемов продаж в ближайшее время уйдут крупные потребители Мурманской области, которые выйдут на оптовый рынок самостоятельно. Потеря огромного объема продаж приведет к еще большей инвестиционной непривлекательности «Колэнергосбыта».

В сложившихся условиях руководители предприятия попросту идут ва-банк, обещая потребителям привлекательные предложения о низких ценах, так как отвечать за нынешние действия в будущем они уже не будут. Потому как предприятие в том или ином виде все равно будет реформировано.

Очевидно, что сегодня оптовый кредитор «Колэнергосбыта» фактически является дружественной компанией, входящей в РАО «ЕЭС России». Однако навряд ли в будущем он будет таким же лояльным по отношению к «Колэнергосбыту», и тогда возникнут проблемы у потребителей, так как отпускать электроэнергию в долг недружественной компании никто не будет.

Работа на оптовом рынке также не может идти им в зачет, потому что была убыточной, а существовавший рынок к новому оптовому рынку никакого отношения не имеет. В ходе реформы изменились отношения на оптовом рынке, порядок работы энергосбытов. В новых экономических условиях все энергосбытовые компании будут работать с чистого листа, только одни без груза прежних долгов, а другие с миллиардными долгами.

Бесплатный сыр только в мышеловке

При таком положении дел, несмотря на то, что Мурманскую горэлектросеть с «Колэнергосбытом» связывали 38 лет партнерских отношений, руководство предприятия не могло рисковать интересами своих потребителей, собственника и коллектива. К тому же передача функции от «МГЭС» к «КРЭС» была произведена в обмен на долю в уставном капитале компании, что позволит «МГЭС» контролировать все действия «КРЭС», потому как данная компания таким образом стала «дочерним» предприятием Мурманской горэлектросети. Таким образом, весь потенциал предприятия, опыт работы высококвалифицированных специалистов и дальше будут направлять на стабильную работу сбыта и сетевиков, главная задача совместной деятельности которых – качественное и бесперебойное энергоснабжение потребителей по экономически обоснованным тарифам, установленным КТР.

Учитывая все высказанное, хотелось бы обратиться к потребителям: не надо спешить принимать решение в отношении той или иной компании. Прежде чем сделать шаг, необходимо взвесить все «за» и «против», реально оценить и понять, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Дарья УСТИНОВА.

«Вечерний Мурманск»