Неконкурсный отбор

Чужие здесь не ходят. Парадоксы заполярного строительства

Башенные краны давно уже стали привычной частью пейзажа заполярного Нарьян-Мара. Город активно строится. Однако же с некоторых пор многочисленные стройки вызывают у горожан не только понятную радость, но и растущее недоумение. Ведь с учетом стоимости завоза с материка стройматериалов, каждый квадратный метр жилья, каждый метр асфальта получается буквально золотым (например, километр строящейся трассы Нарьян-Мар – Усинск, как следует из документов, обходится казне в миллион долларов). При этом, как нам пояснил источник в администрации НАО, тендеры среди подрядчиков, во многих случаях, как не проводились, так и не будут проводиться. Сам себе режиссер

Официально руководит строительной сферой в округе сейчас один человек – заместитель главы администрации НАО по капитальному строительству Александр Шаренков. По словам того же источника, г-н Шаренков сам определяет, какие компании должны получать подряды, а какие – ни в каком случае. По закону положено проводить конкурс на освоение бюджетных сумм. Выбирать, кто предложит условия лучше и выгоднее. А как действует Александр Николаевич?

Показательный пример. В декабре 2005 года в поселке Усть-Кара сгорела школа. Администрация округа принимает решение строить новое здание. Однако же никаких публикаций об объявлении конкурса обнаружить нам не удалось. Главный строитель округа убеждает всех, что если в пожарном порядке заключить договор на строительство школы с «правильной» компанией – без конкурса – то к 1 сентября 2006 года школа уже распахнет для учеников свои двери. Администрация соглашается с его доводами. Но наступило уже 1 сентября 2007 года, а школу так и не успели построить.

Да и стоимость такого строительства все растет и растет. В конце сентября 2007-го было принято решение увеличить смету строительства еще на 19 миллионов! Ощущение такое, что деньги просто вбухивают в бездонную бочку.

К тому же местные жители жаловались, будто стройматериалы в Усть-Кару возили летом по тундре на вездеходах. Вообще-то это запрещено, ведь там, где проехал в тундре вездеход, вырасти ничего не сможет десятилетиями. Но кого интересуют жалобы коренного населения? С проверками в тундру никто не летал.

Еще один пример «странностей». В 2006 году администрация решила построить в округе инфекционную больницу. Финансировать стройку взялись нефтяники. Но остановились на полдороги, а в конце года неосвоенные средства были переброшены по дополнительному соглашению со спонсором «Нарьянмарнефтегазом» на строительство школы в отдаленном поселке Каратайка. Больница так и не построена.

Для чего нужно создавать долгострои?

Разумного ответа на этот вопрос не видно. Однако есть предположение, к логике хозяйственной деятельности отношения не имеющее. Может, Александру Шаренкову чем-то не понравился подрядчик, занимающийся клиникой? А в Каратайке подрядчик оказался «правильным», хотя и выбран он был опять-таки без конкурса?

«Правильная» фирма получила без всякого тендера возможность достроить нарьян-марский маслозавод, где уже возведены были округом не только фундамент, но и стены. И получила в собственность 90% уже почти законченного здания! Интересно, все, что там было сделано раньше, потянуло лишь на 10%?!

Казалось бы, закончи с одним объектом, и начинай другой. Однако же зам по строительству руководствуется совершенно иной логикой. Инфекционная больница уже забыта (как объясняют интересующимся, на эту стройку еще не готова документация). Но родилась идея построить детский садик на 300 мест в Нарьян-Маре. Объявлений о конкурсе мы опять не нашли, как ни старались. А как же определялась стоимость строительства? На глазок?

В ряде регионов, где в последнее время расследовали дела по коррупции в органах власти, размеры «откатов» чиновникам начинались от пяти процентов от суммы контрактов. Как обстоит дело в данном случае, пусть разбираются компетентные инстанции. Может, вице-губернатор просто честно болеет душой за дело, хочет, как лучше, а получается как всегда. А может, и нет…

Во всяком случае, те, кто ему любезен, в большинстве своем обеспечивают рабочими местами вовсе не жителей округа, а, как сейчас модно говорить, «гастарбайтеров», набранных за пределами не то что НАО, а Российской Федерации. Им, конечно, «северные» платить не обязательно. Зато вот качество работ нередко оставляет желать лучшего… Кстати, одна из фирм, которая с некоторых пор начала раз за разом выигрывать конкурсы на строительство в НАО – столичная «Версо-М».

Впрочем, Александру Николаевичу, как выяснилось, и конкурс вовсе не помеха для того, чтобы проявить свои пристрастия. Объявили в Нарьян-Маре о намерении возвести «общественно-досуговый центр». Сметная стоимость, между прочим, 680 миллионов рублей. Провели конкурс на строительно-монтажные работы. Участник обнаружился – только один. При этом в условиях конкурса были оговорены совершенно нереальные сроки. Неужели просто как страховка: чтобы никто другой не посмел сунуться? Этот единственный участник и объявляется победителем. А выдержит он потом сроки, не выдержит – война, как говорится, все спишет.

Есть и другая схема, как безболезненно обойти требования законодательства. Летом в Нарьян-Маре объявляли конкурс на строительство второй очереди электростанции (сметная стоимость полмиллиарда). Конкурс не состоялся. Но возможным подрядчикам дали понять: теперь решение можно согласовать без всякого тендера, просто по договоренности с администрацией. Согласуют? Кто бы сомневался.

Одновременно создается впечатление, что начало важных для округа строек намеренно откладывается в долгий ящик. Причем искусственно. Скажем, два года не могли определить, кто будет проектировать очень нужный региону диагностический центр окружной больницы. Зачем, если «свои» уже обеспечены заказами надолго вперед? Округ подождет. А чтобы не уплыли бюджетные потоки, выдавим-ка пока из Заполярья других возможных подрядчиков. Нечего им тут мешаться, создавать конкуренцию.

А воз и ныне там…

Еще весной группа жителей города направила в адрес генеральной прокуратуры и полпреда президента в СЗФО Ильи Клебанова письмо, в котором изложила свое видение происходящего в строительном комплексе Заполярья. Оно заканчивалось словам: «Мы просим объективно разобраться и навести порядок в расходовании средств окружного бюджета на основании законов, а не по умыслу отдельных чиновников-дельцов, которые заботятся, прежде всего, как наполнить свои карманы и банковские счета». Реакции от правоохранительных органов пока не поступало.

Невольно возникает вопрос, что думают обо всем этом депутаты Собрания НАО? Губернатор Валерий Потапенко намерен предложить им для согласования кандидатуру Шаренкова в качестве своего первого заместителя. Согласуют ли? К ним, кстати, жалобщики тоже обращались (и не получили ответа). Кстати, в соответствии с законодательством НАО, кандидатуры на такой пост должны получать одобрение депутатов в течение шести месяцев. Прошло уже девять, как Шаренков исполняет обязанности первого зама, а вопрос с голосованием завис в воздухе.

Сегодня Ненецкий автономный округ очень хотел бы отстоять свое право самостоятельно распоряжаться своим бюджетом, без оглядки на Архангельск. Но для этого его чиновникам надо как минимум доказать, что они могут деньгами рачительно воспользоваться. Однако складывается совершенно иное впечатление, если взглянуть на то, что творится со строительством в округе.

Григорий Крайнов

© Независимый взгляд

Архангельская область