Прибор тотального слежения?

ТАК КТО ЖЕ СЛЕДИТ ЗА ДЕПУТАТАМИ?

Этой ситуации кое-кто сгоряча поспешил придать характер едва ли не скандала между ветвями региональной власти... Проблема дала о себе знать на пленарном заседании областной думы, состоявшемся 21 сентября. Тогда ряд депутатов выразил обеспокоенность фактом установки в служебных «Волгах» неких приборов, которые, как говорилось, не дают разогнаться до желанной скорости, ведут учет расхода бензина, пробега и некоторых других технических параметров. Последовавшая полемика выплеснулась на страницы газет и телеэкраны. Областному правительству, инициатору внедрения новшества, были высказаны весьма серьезные упреки, вплоть до подозрений в организации завуалированной слежки за перемещениями парламентариев и даже попыток контроля за содержанием разговоров, которые те ведут во время автомобильных поездок.

Наиболее полно эти претензии изложил председатель комитета по экономической политике и хозяйственной деятельности областной думы Валерий Горин. Вот что заявил он одной мурманской газете: «Ехал недавно в командировку в Кировск, в свой избирательный округ. Смотрю, что-то медленно едем, всего 85 километров в час. По федеральной трассе можно идти под 110. Спрашиваю у водителя – в чем дело? Говорит, нам запрещают ехать быстрее 90 километров в час, а превысишь – премию снимут, поскольку в машине стоит датчик и начальству все видно. Не понимаю, какой смысл в этой слежке? Подниму этот автомобильный вопрос на заседании бюджетного комитета!»

– Что же это за приборы такие, о которых знать не знают наши депутаты? – спросил я заместителя управделами областного правительства Наталию Шляхову.

– Как это не знают?! – удивилась она в ответ. – Не сами ли они принимали бюджет области на 2007 год? В его проект были заблаговременно включены расходы на приобретение и установку этих приборов.

В общем, в появлении новой аппаратуры не должно было быть ничего неожиданного. Что же она, все-таки смутившая депутатский покой, представляет собой?
Отечественная система регистрации параметров автомобиля «Автоскан ASK-1» – аналог широко распространенных на Западе тахографов. Созданы они и применяются совсем не для слежки и подобных страстей, а для повышения безопасности автотранспорта и экономии эксплуатационных расходов.

Состоит «Автоскан» из регистраторов, которые устанавливаются на машины, и единственной на весь автопарк базовой станции. Регистратор – небольшая коробочка – монтируется под приборную панель автомобиля и во время движения накапливает в памяти следующие данные: время работы, пробег, скорость, частота оборотов двигателя, время заправок, уровень топлива в баке и общий его расход за отчетный период.

– Необходимость экономить бензин, который постоянно дорожает, – головная боль всех автопредприятий, – подчеркнул в разговоре руководитель автобазы областного правительства Юрий Загорулько. – Для нас же, бюджетников, она является непременным условием работы, ведь существуют и действуют установленные Минтрансом жесткие нормы расхода топлива. Тем не менее – и это также знакомо всем коллегам – нормы превышаются. Превышаются по различным причинам, многое может зависеть, например, от возраста машины, ее технического состояния, от климатических и других особенностей региона, качества дорог, прочего. Так вот, чтобы выяснить причину перерасхода бензина, необходим постоянный мониторинг работы каждого двигателя. Всерьез озаботившись этой проблемой, я вышел с предложением оснастить все легковые автомобили отечественного производства, находящиеся на нашем балансе, регистраторами «Автоскан». Теперь, когда они установлены на 32 наших «Волгах», детальная картина процесса работы каждого автомобиля видна как на ладони.

– А каким образом собранные регистраторами данные можно проанализировать?

– По возвращении автомобиля в парк данные поступают на антенну базовой станции. Кстати, радиус действия этой антенны всего 150 метров. Сведения собираются и хранятся в обычном персональном компьютере. Через некоторое время, месяца через два-три, собранной информации будет достаточно, чтобы, обобщив ее, делать выводы. И тогда, возможно, мы получим основания для, скажем, ходатайства перед Минтрансом об изменении тех же нормативов расхода горючего... Но одной экономией плюсы использования системы «Автоскан» не ограничиваются. Постоянная диагностика работы двигателя имеет огромное значение и для повышения безопасности движения по дорогам.

– Вы говорите о безопасности. Она тесно связана со скоростью движения транспорта. Вот депутатов расстроил «введенный» предел – 90 километров в час...

– В правилах дорожного движения сказано, что на территории России максимально допустимая вне населенных пунктов скорость – 90 километров в час. Так что я не понимаю, в чем тут наша вина. А депутаты, я подозреваю, с головой уйдя в дела думские, слегка подзабыли правила. Скорость 110 километров в час, о которой упоминал Валерий Горин, допустима лишь на дорогах, имеющих статус автомагистрали. Таких дорог в
Мурманской области – ни одной.

Не могу не признаться, последнее утверждение заставило меня призадуматься. Ведь главная дорога нашего края официально называется «Федеральная автомагистраль «Кола». Кто же прав? За дополнительным разъяснением пришлось обратиться в областную ГИБДД. Ее сотрудник – старший инспектор Лариса Есипова сообщила вот что: хотя трасса «Кола» и именуется в документах магистралью, по сути ею не является. Магистраль – особый, высший класс дорог, которых в Отечестве раз-два и обчелся. На таких дорогах, во-первых, качество покрытия должно строго соответствовать высокому статусу, во-вторых, определены количество, крутизна поворотов и многое другое... Этим требованиям «Кола», увы, не соответствует. И слово «магистраль» применительно к ней – как вывеска «супермаркет» над магазинчиком, переоборудованным из однокомнатной квартиры. По крайней мере, пока. Вот и выходит, что разрешенная правилами максимальная скорость на дорогах области составляет 90 километров в час. Превышение же этого рубежа влечет за собой немалый штраф, платить который в случае чего придется, между прочим, водителю, а не тому, кто его поторапливает. Закон есть закон, да и вековую мудрость «тише едешь – дальше будешь» никто не отменял.

– Кроме прочего, – говорит Наталия Шляхова, – меня по меньшей мере удивляет, когда депутаты обвиняют руководство автобазы правительства Мурманской области (читай – само правительство) в том, что, мол, оплата шоферского труда организована плохо, что шоферам «невыгодно возить народных избранников в командировки». Оплата, смею уверить, организована в полном соответствии с Трудовым кодексом РФ, соответствующими региональными законами и нормативными актами. Причем, разумеется, всем водителям. Ведь из 32 оборудованных регистраторами «Автоскан» отечественных автомобилей депутатов возят только семь. Водители остальных обслуживают сотрудников правительства, получают аналогичную зарплату и почему-то не говорят, что им невыгодно возить в командировки своих руководителей... Не могу не отметить и того, что депутаты думы зачастую сами создают проблемы – себе, водителям да и друг другу тоже. Несвоевременная подача заявок на командировку, нарушение режима командировки – все это, увы, случается частенько. А страдают водители. Представьте: шофер вынужден возвращаться домой в два часа ночи, а рано утром ему уже необходимо быть на работе, бодрым и отдохнувшим... В этой связи можно пожелать народным избранникам, чтобы они более четко планировали рабочие поездки, помнили, что водитель, вне зависимости от той или иной ситуации, обязан соблюдать нормы трудовой и производственной дисциплины. Тогда-то всем и станет «выгодно».

Вот и возникло ключевое в данном конфликте слово. Дисциплина. О ней идет речь, если снять шелуху эмоций, неточной информации и громких фраз. Та самая дисциплина, которая так необходима нам во всех сферах жизни, подчиняться которой обязан каждый – и чем выше должность, тем более скрупулезно и ответственно, ведь с него берут пример остальные... Если взглянуть на ситуацию под таким углом – неужели кто-то будет против?

Олег КИРИЛЛОВ

Мурманский вестник