Эффект первого номера

Есть широко распространённое мнение, что партия, чьё название выведено в избирательном бюллетене под номером 1, автоматически получает фору перед конкурентами. Якобы, не менее 2% избирателей, взяв бюллетень, не задумываясь, ставят галочку в первом квадратике и шансы вытянувшей счастливый номер партии изрядно повышаются. Так ли это? На вопрос об эффекте первого номера konkretno.ru попросило ответить нескольких известных политологов.

Станислав Белковский – директор Института национальной стратегии:

– Первый номер в бюллетене может принести дополнительные голоса, но только в том случае, если его получила яркая, раскрученная партия. В противном случае эффекта не будет.

Альбина Иванова – генеральный директор «Центра политических и психологических исследований»:

– Хотя в среднем 25-30% избирателей, пришедших на выборы, принимают решение за кого голосовать фактически на избирательных участках, утверждать, что в их сознании в процессе принятия решения срабатывают такие психологические механизмы, как «эффект первого или последнего предъявления», любимое число и т.д., не правильно. Анализ результатов ряда выборов в различные уровни и ветви власти показывает, что данный механизм может сработать лишь в отношении созвучных по названию партий. Например, «Единение» – «Единая Россия» на прошлых выборах, или Партия Социальной справедливости –«Справедливая Россия», на нынешних.

Владимир Соловейчик – руководитель аналитической службы Движения гражданских инициатив:

– Слухи о чудодейственной роли первого номера в избирательном бюллетене сильно преувеличены. Безусловно, на этапе агитации его можно достаточно эффектно обыграть, но на самом участке избиратель голосует исходя из названия партии и фамилий кандидатов.

Павел Ковригин

КОНКРЕТНО.РУ