Смольный представил «модный план»

Правительство Петербурга подготовило «антикризисный план», который экономисты уже успели окрестить «модным» и отчасти противоречивым

«Программа первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в 2015 году и на 2016-2017 годы» в Северной столице была разработана в рамках тренда, заданного Минэкономразвития, которое обязало все регионы обзавестись своими собственными «антикризисными планами».

Предложения по выходу из экономического тупика подавались профильными комитетами и позиционируются как «снижение негативного воздействия на экономику и обеспечения устойчивого социально-экономического развития Санкт-Петербурга». План традиционно включил в себя меры по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта (например, разработку программы поддержки предприятий розничной торговли, реализующих продукцию российских производителей), снижение издержек бизнеса (снижение арендных ставок), изменение налогового законодательства (включение в состав экономически обоснованных затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, затрат на строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры).

Сильные и слабые стороны предложений экспертов Смольного «Наша Версия на Неве» попросила прокомментировать профессора НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга Андрея Заостровцева. 

– Андрей Павлович, насколько реалистично в контексте кризисной ситуации смотрятся пункты Программы, подготовленные Смольным?

– В первую очередь сомнительно всё, что касается так называемого «импортозамещения». В условиях современного глобального разделения труда оно невозможно (да и нецелесообразно) и на уровне страны. Что касается торговли, то как тут технически разделить предприятия на те, что торгуют импортной и отечественной продукцией? Поощрять бабушек, продающих продукцию со своих огородов?

Вся программа импортозамещения следует за заданной сверху модой и не имеет перспектив. Итогом усилий в этом направлении могут быть только впустую потраченные усилия органов исполнительной власти, дальнейшее ускорение роста цен (а не их снижение) и выброшенные зря деньги на создание новых бесплодных организаций (типа «Центра импортозамещения и локализации»). 

– Что, на ваш взгляд, действительно может стимулировать бизнес в непростой экономической ситуации?

– Реальными являются мероприятия, касающиеся арендных ставок для бизнеса. Однако они не до конца продуманные. Возьмём пункт 1.6 Программы – «Разработка предложений о предоставлении льгот и отсрочек по уплате арендной платы за имущество в собственности Санкт-Петербурга при осуществлении инвестиционной деятельности». Этот пункт направлен на стимулирование инвестиционной активности. Вместе с тем, пункт 1.11 предполагает усиление контроля над своевременностью и полнотой поступления арендных платежей.Эти положения отчасти противоречивы.

В целом же, Программа производит впечатление документа, не имеющего по целому ряду пунктов реальных рычагов реализации на уровне города. Так, например, обращения к федеральному центру за финансовой помощью рискуют остаться без ответа.

 

      Алла Серова, Михаил Берг, "Наша Версия на Неве", № 06 (364), от 16.02.-22.02.2015