Крах Техноложки

Один из самых известных вузов Санкт-Петербурга в скором времени, возможно, прекратит своё существование. Раздираемую скандалами Техноложку не прочь прибрать к рукам Санкт-Петербургский государственный университет. Разговоры об этом всё громче звучат и в Министерстве образования и науки России.

Катализатором таких веяний, по всей видимости, стала смена ректора. Она произошла под конец прошлого учебного года. Теперь Технологический институт вновь вернулся «в семью». С советских времён и до конца нулевых у руля стоял Анатолий Дудырев. Старожилы вспоминают, что к власти он пришёл ещё в 1985 году, когда вместе с секретарём парткома Лаврентьевым «съел» ректора Владимира Проскурякова – учёного и педагога, прошедшего всю Великую Отечественную войну в боях. После пятилетнего перерыва Техноложкой снова руководит человек, связанный с Дудыревым родственными узами. Это Андрей Шевчик – или просто зять.

Несмотря на то, что управленческий опыт нового ректора, прямо скажем, невелик, прошедшие несколько месяцев фактически поставили вопрос – стоит ли сохранять сегодняшнюю Техноложку как самостоятельный вуз? Профессура, с которой удалось пообщаться корреспонденту «Конкретно.ру», честно признаётся – для того чтобы прославленное научно-учебное учреждение ушло под чужой, пусть и не менее известный флаг, существуют весомые основания.

Признаётся, но старается не произносить крамольные мысли вслух. Ведь сегодня любое слово, которое ставит под сомнение квалификацию Андрея Шевчика, может рассматриваться как пособничество неким вражеским силам. Поэтому на заседаниях Учёного совета умудрённые сединами преподаватели предпочитают отмалчиваться и, на всякий случай, вообще никак не реагируют на поставленные на голосование вопросы. В результате всегда выходит «единогласно».

И пока учёные мужи стыдливо смотрят куда-то вниз, уходя от споров с новым ректором, Техноложка в недавнем конкурсе Министерства науки и образования России опустилась на последнее место по подготовке специалистов для оборонно-промышленного комплекса. Результат – нулевые баллы. И здесь явно не причём затянувшийся ремонт главного корпуса института вследствие постигшего его в мае 2013 года пожара. Просто когда на первое место выходят интриги, рассчитывать на высокий рейтинг не приходится.

В середине октября коллеги из «Нашей Версии на Неве» рассказали о нескольких эпизодах из сегодняшней жизни вуза. Например, историю учёного секретаря Любови Нефёдовой, которую выдавливали из Техноложки за её деловые симпатии предшественнику Шевчика – Николаю Лисицыну, проигравшему на выборах ректора с минимальным счётом. Кстати, сомнения в том, что итоги этих выборов были «подправлены в нужную сторону», высказываются в научно-учебном учреждении и сейчас.

Любови Нефёдовой выдали аванс в две с половиной тысячи рублей, вычеркнув вместе с начальником отдела диссертационных и учёных советов факультетов Ольгой Ремизовой из списка тех сотрудников, которые получают вдобавок к весьма скромному окладу надбавки стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы. По уму, такими надбавками официально выравнивается крайне низкое жалование научных работников. Выплаты закреплены в коллективном договоре. Недоумение Нефёдовой рассеялось, когда на пороге кабинета возник проректор по административно-правовой работе Ахмед Кулаев, который без обиняков предложил её подумать об уходе. По информации корреспондента «Конкретно.ру», недавно Любовь Нефёдову боязливые коллеги выведи из состава Учёного совета. Лишь единицы отважились проголосовать за человека, отдавшего немало лет Техноложке.

Информация, которая просачивается из-за стен вуза, напоминает фронтовые сводки. Уволилась главный бухгалтер. Последуют ли за ней близкие по крови люди, уже при новом руководстве занявшие командные должности по управлению студенческим городком и имущественным комплексом? В условиях объявленной оптимизации расходов почти в два раза увеличен штат сотрудников планового отдела администрации и юристов. Идёт судебная тяжба с бывшим начальником управления закупок вуза, которого «ушли по собственному». На кафедре органической химии один из студентов получил ожог, потому что преподаватель оставил студентов самостоятельно заниматься в лаборатории.

По Технологическому институту ходят страшилки. Якобы начальник отдела труда и заработной платы Иванова доложила ректору Шевчику, что годовой фонд зарплаты практически исчерпан. Возможное спасение состоит в том, чтобы дальше содержать сотрудников за счёт тех средств, которые поступают как плата за обучение студентов-контрактников на факультете экономики и менеджмента. Иными словами, немного «раскулачить» Петра и Алексей Табурчаков – отца и сына, которые организуют деятельность этого факультета.

На фоне яростного поиска денег масла в огонь подливает молва о том, что некий проректор с неместной фамилией, из числа особо доверенных лиц Андрея Шевчика, недавно получил персональную надбавку, размер которой значительно превосходит годовой фонд оплаты труда многих сотрудников. Верить этому или нет?

Пожалуй, сегодня любой абсурд в Техноложке может очень походить на правду. Достаточно вспомнить, как по вздорным основаниям едва не были прекращены работы по министерскому гранту на кафедре ресурсосберегающих технологий. Проведя придирчивую проверку, комиссия написала положительное заключение, но приостановила деятельность лаборатории. Немаловажно, что к выполнению многомиллионного гранта привлечены финны, а результатом совместных исследований является разработка новой технологии получения экологически чистого высокооктанового компонента бензина. По большому счёту – возможный прорыв в стратегической сфере российской экономики.

Настойчивые просьбы заведующего кафедрой Николая Кузичкина возобновить работу по гранту были услышаны ректором лишь после того, как в ситуацию вмешался известный финский учёный Дмитрий Мурзин. В свою очередь Кузичкин поделился в разговоре с корреспондентом «Нашей Версии на Неве» невесёлым размышлением: «Чем может закончиться внутренняя политика Шевчика? Помню институт в девяностые годы, при ректоре Дудыреве. Если в 16.00 не ушёл, получишь взыскание. На работе нельзя было задерживаться – экономили расходы по электроэнергии. К слову, одна из претензий недавней комиссии к функционированию нашей лаборатории в три смены как раз и заключалась в том, что институт тратит много электричества».

Однако тесть нынешнего ректора, похоже, не слишком хочет, чтобы в уничтожении Техноложки винили именно его. Ведь ещё в минувшем октябре Анатолий Дудырев значился президентом этого вуза. Теперь же, как поделились с «Конкретно.ру» осведомлённые источники, по настоянию тестя президентский пост был исключён из нового устава научно-учебного учреждения – а вдруг навяжут кого-либо «со стороны»?

Ныне Дудырев официально является советником при зяте, получая вознаграждение из бюджета и будучи свободным от любой отчётности перед Министерством образования и науки России. По структуре управления тесть подчиняется проректору по учебно-методической работе, так что никакого конфликта интересов между родственниками Анатолием Дудыревым и Андреем Шевчиком нет и в помине.

А как там будет дальше… Существует мнение, что ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев с явным интересом поглядывает в сторону Московского проспекта. Распорядителям имущественного комплекса Техноложки можно только позавидовать.

 

        Игорь Тимофеев, «Конкретно.ру», фото с сайта rbc.ru