Путины – прочь, а президенту – сказка…

Недавние стратегические решения президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса не затронут Северную столицу. Среди собственников единственной в Санкт-Петербурге рыбопромысловой компании «Океанпром» продолжаются склоки. Её миноритарий Андрей Овсянников всячески добивается того, чтобы деятельность предприятия была заморожена – арбитражный суд наложил арест на любые действия, которые могут совершать мажоритарные владельцы по распоряжению своими долями, а конфликт перешёл в уголовную плоскость.

Если сказать по-простому, то «Океанпром», который добывает тысячи тонн рыбы по российской национальной квоте, близок к тому, что предстоящая путина (а именно так называется наиболее интенсивный для рыболовства сезон) пройдёт мимо петербургских рыбаков.

Миллиарды – иноземцам?

Как невесело пояснил на состоявшемся 19 октября 2015 года заседании президиума Госсовета министр сельского хозяйства Александр Ткачёв, Россия сегодня вынуждена мириться с тем, что почти 60 процентов по стоимости и треть по объёму от всей добытой рыбы в страну завозят иностранцы. «Практически 50 миллиардов рублей мы тратим ежегодно, – доложил министр Владимиру Путину, – в результате прибыль и рабочие места остаются за рубежом. При этом у нас есть все возможности развивать аквакультуру».

Произнося эти слова, Александр Ткачёв наверняка не знал о том, что петербургское ООО «Океанпром», наделённое до конца 2018 года квотой на вылов трески и пикши в Северном и Баренцевом морях, фактически «взято за жабры» и бьётся в нескончаемых судебных спорах. Хотя только за последние три года рыбаки этой компании на судне «Азурит» произвели продукции почти на полмиллиарда рублей – немалый взнос в общероссийскую копилку. Примерно половина объема добытой рыбы отправляется в Данию, Латвию, Канаду, Китай, Норвегию и США, остальной улов поступает в нашу страну.

Видимо, взнос «Океанпрома» в российскую экономику мог бы стать больше – его руководство готово увеличить снабжение своей продукцией отечественных переработчиков. Но «проснулся» один из миноритарных собственников – в прошлом человек очень близкий к охранному бизнесу, а ныне Главный океанолог ФГУП «ВНИИ Океангеология им. академика И. С. Грамберга» Андрей Овсянников.

Как считает Овсянников, именно он являлся отцом-прародителем «Океанпрома» и привлёк к работе на морях-океанах Андрея Порошина и Юрия Анушкина, которые сегодня вместе контролируют 60 процентов долей рыбопромысловой компании. По мнению Андрея Евгеньевича, которое он высказал корреспонденту газеты «Деловой Петербург», руководители должны быть не наёмными менеджерами, а деловыми партнёрами: «Так они больше чувствуют свою ответственность за бизнес».

«Назначённые» партнёрами Порошин и Анушкин принялись много лет назад заниматься рыбным промыслом, а Овсянников отправился руководить работой по обеспечению безопасности на континентальном шельфе России в водах Арктики. Но прежде пообещал, по словам мажоритариев, помочь им через больших чиновников с выделением квоты на вылов рыбы.

Могущественные клерки благим намерениям океанолога почему-то не вняли. Не захотели или не поверили. И, как сообщили «Конкретно.ру» Юрий Анушкин и Андрей Порошин, им пришлось потратить собственные средства и кредит, полученный в ОАО «Энергомашбанк», на приобретение судна «Азурит». Дальше предприниматели стали вести дела, не особо рассчитывая на отца-прародителя. Что касается миноритария, то в оперативном управлении бизнесом Овсянников никогда не участвовал, денег не вкладывал, однако не забывал про дивиденды вне зависимости от финансовых результатов работы компании.

Немудрено, что разница в подходах к бизнесу между собственниками «Океанпрома» привела к конфликту.

А может – «крыша» протекла?

Для того чтобы из обычных наёмных менеджеров превратиться в полноправных деловых партнёров – 60 процентов долей это слишком много. По существующей практике, основной владелец бизнеса может поделиться собственностью с топ-менеджерами, но вряд ли упустит «на сторону» контрольный пакет.

Предположим, Андрей Овсянников идёт по жизни вопреки подобным догмам. Зато он не может не знать понятия лихих девяностых. В ту пору начать бизнес без силовой опёки – «крыши», было сродни самоубийству. Крепкие парни добровольно-принудительно опекали любого, кто решится попробовать, насколько сладок он – хлеб предпринимателя. Платить «за крышу» полагалось каждый месяц, иногда наряду с «дивидендами» крепкие парни брали долю в бизнесе – так сказать, на будущее, когда «уйдут в запас».

Почему-то именно эта схема приходит на ум, когда смотришь на состав собственников ООО «Океанпром» – миноритарий с охранным прошлым, иногда поглядывающий как идут дела у мажоритариев-подопечных, решил, что его былые заслуги оцениваются слишком дёшево.

Времена теперь не девяностые. И для того чтобы навести порядок на борту, проницательный Андрей Овсянников отправился в ФСБ – поскольку рыболовецкие суда находятся в поле зрения погранслужбы, а затем продолжил «увещевать» деловых партнёров с помощью уголовного дела, возбуждённого Следственным комитетом по Санкт-Петербургу из-за внесения изменений в ЕГРЮЛ. На кону – ущерб в размере почти миллиона долларов, который, по мнению отца-прародителя, нанесли мажоритарии «Океанпрому» с 2013 года по настоящее время.

Свой гнев, перенесшийся в залы суда, Овсянников сопровождает патриотическим посылом – выловленная по национальным квотам России рыба не должна попадать к зарубежным переработчикам. Казалось бы, желание вполне соответствует нынешним государственным веяниям. Не зря же президент Владимир Путин поручил Правительству до февраля 2016 года подготовить ограничения по госзакупкам импортируемой рыбной продукции и прекратить право на добычу водных биоресурсов тем компаниям, которые находятся под контролем у иностранных инвесторов.



Но истина дороже…

Что и говорить – Андрей Овсянников умеет привлекать в своих интересах силовые структуры. И мажоритариям «Океанпрома» – а они в отличие от обитателя высоких кабинетов занимаются вполне конкретным рыболовецким промыслом – приходится защищаться.

Юрий Анушкин был вынужден поставить в известность министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского о двуликости Главного океанолога ФГУП «ВНИИ Океангеология им. академика И. С. Грамберга». И небезосновательно. В стране ведётся активная борьба с коррупцией. Андрей Овсянников занимает должность заместителя директора в подведомственной министерству организации, а значит подпадает под действие приказа №554 от 12 декабря 2014 года, не имея права заниматься предпринимательской деятельностью, лично или через доверенных лиц участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (огородничество и гаражный кооператив – не в счёт).

Тем не менее, Овсянников является участником ООО «Виконт Флора», ООО «ГАМТЭКС», ООО «Бастион» и всё того же ООО «Океанпром». К тому же он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Но гораздо интереснее присутствие заместителя директора ФГУП «ВНИИ Океангеология им. академика И. С. Грамберга» одновременно в двух «Севморгеологиях».

Первую – партнёра указанного ФГУП, Северную научно-производственную ассоциацию по морским геологоразведочным работам «Севморгеология», возглавляет Юрий Бордуков. По соседству с этой ассоциацией располагается ООО «НПА «Севморгеология». Учредителями одноимённой коммерческой структуры выступили её тёзка – НПА «Севморгеология», а также ООО «Научно-исследовательский институт геологии Арктики». Находится институт там же, где и созданноё ООО «НПА «Севморгеология». А кто же выступает участниками ООО «Научно-исследовательский институт геологии Арктики»? В равных долях им владеют граждане Александр Селин (генеральный директор), Юрий Бордунов и Андрей Овсянников. И не исключено, что через некоторое время с институтом не может вполне повториться история «Океанпрома».

В любом случае, правоохранительным органам будет не лишним познакомиться с тем, как сочетается громкая должность Овсянникова с его разнообразными интересами другой направленности.

Сказочник Андрей поведает про деньги

В 2013 году московское издательство АСТ выпустило книгу заместителя директора Всероссийского государственного научно-исследовательского центра. В аннотации сказано, что Андрей Евгеньевич Овсянников последние десять лет руководит работами по анализу и управлению рисками природного и техногенного происхождения. Названа книга глубокомысленно «Наблюдатель. Сказка про деньги».

Мы позволим процитировать два её фрагмента с незначительными сокращениями. Рассказ ведётся, как вы уж успели понять, от имени загадочного Наблюдателя.

«…В одно прекрасное утро миллионы его соплеменников внезапно ощутили непреодолимое желание что-нибудь купить. Не важно что – асфальтоукладчик, шкаф, шубу или ткацкий станок – главное, приобрести. Подобно волне-цунами, прокравшейся в тихую бухту, они сметали с полок магазинов все без исключения. Было совершенно очевидно, что часть больных не переживёт этого праздника жизни. И действительно, приобретатели экзотических пресмыкающихся, а также противопехотных мин и исключительно подозрительных фенов не пополнили списки долгожителей. Однако основная масса пережила болезнь, как обычную ветрянку, то есть без труднопроизносимых диагнозов осложнений и красочных справок об инвалидности.

…Теперь миллионы охватила непреодолимое желание что-то продавать. Продавалось всё – нефть, макароны, фарфоровые слоники, острова большие и маленькие, должности с возможностью брать взятки и должности с возможностью карать за взяточничество, огурцы и театры, таланты и поклонники. В общем, всё, за исключением Родины, которую продали с самого начала, и военной тайны, которую почему-то никто не хотел покупать. Передавалась зараза воздушно-капельным путем на многочисленных заседаниях комитетов и комиссий, где, брызгая слюной, участники что-то доказывали друг другу, но не брезговала и путями половыми, в основном нетрадиционными. Когда же продано было всё, пораженные страшным недугом и лишенные эмоциональной подпитки бациллоносители разражались жутким поносом на нервной почве. Финал был комичен и предопределён – значительное количество бойцов торгового фронта, а также членов их семей просто изошли на говно…»

Читал ли эту незатейливую сказку перед заседанием президиума Госсовета Владимир Путин? Сомнительно, что главу государства интересует подобная литература. Но вереница судебных разбирательств, в которую вверг «Океанпром» его отец-прародитель, почему-то заставляет перечитать творение Андрея Овсянникова. Получается, сначала не важно – что приобрёл, а потом главное – не превратиться, извините, в удобрение.

 

        Павел Луспекаев, «Конкретно.ру», фото с сайтов http://regrus.ru/, http://www.barentspress.org/