Как российский суд за тевтонцев воевал

Немецкие коммерсанты решили навязать новгородским дорожникам свои порядки. «Единомышленников» потомки тех, кого бил князь Александр Невский, нашли в залах российского правосудия. Как выяснилось, жрецам в мантиях неведома география родной страны. 

Начнём, пожалуй, с того, что акционерному обществу «Производственное объединение ремонта, обслуживания, содержания и строительства дорог» (АО «ПО РОСДорСтрой») несказанно повезло. В кризисную весну 2015 года дорожники из Валдая (Новгородская область) заключили контракт на поставку асфальтобетонного завода «ЕСО 2000» производства фирмы Benninghoven с крупнейшим поставщиком немецкой дорожной техники в Россию ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис».

Впрочем, уже полгода неведомая сила гоняет тевтонский иск, негативно сказываясь на репутации новгородского предприятия – немцы требуют возместить убытки за то, что при разгрузке пострадал транспорт компании-экспедитора. Причём здесь новгородцы и почему поставщик упорно желает снять с них денег? Видно, не даёт покоя историческая память о проигранном предками побоище.

Стропа оборвалась, будто тетива у лука

Как удалось обнаружить корреспонденту «Конкретно.ру», ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис» является дочерним предприятием со 100%-м иностранным капиталом известной немецкой группы Wirtgen GmbH, которая вот уже полвека производит машины и оборудование для строительства и обслуживания дорог. В компании признают, что чувствуют себя на российском рынке «очень комфортно» – спрос на современную дорожную технику в наших отечественных хлябях такой, что некоторые новинки не доезжали до выставки. В Россию Wirtgen GmbH поставляет и обслуживает машины для дорожного строительства, а также для добычи и переработки полезных ископаемых таких фирм как WIRTGEN, VÖGELE, HAMM, KLEEMANN и BENNINGHOVEN.

Вот дошла очередь и до новгородцев. По условиям контракта немецкий поставщик обязался доставить груз на территорию АО «ПО РОСДорСтрой» в один из небольших посёлков под Астраханью. Для этого российское подразделение Wirtgen обратилось к латвийскому перевозчику «ZILITE» в лице его российского представителя ООО «Зилите Рус».

Латыши, в свою очередь, наняли для разгрузки техники фирму в пункте конечной доставки. При производстве работ на территории АО «ПО РОСДорСтрой» у такелажников случилось ЧП – одна из крепёжных строп звонко лопнула, будто тетива у лука, и 60-тонный контейнер с грузом рухнул, повредив тягач Volvo и прицеп Krone.

Неторопливые латыши составили с участием представителей дорожного предприятия акт о происшествии, однако оценку ущерба, причинённого своему транспорту местными грузчиками, проводить не стали.

Вместо этого «Зилите Рус» экспедировало исковерканный тягач с прицепом в Латвию, где и была составлена смета на их ремонт на сумму около 12,5 тысяч евро. В качестве возмещения этого ущерба российское подразделение Wirtgen почему-то перевело в Латвию 516 тысяч рублей, а после, вопреки всякой логике, принялось требовать эти деньги не с грузчиков, а со своих российских заказчиков. Мол, раз асфальтобетонный завод доехал до подведомственной новгородцам территории, пусть и далеко от дома, то именно АО «ПО РОСДорСтрой» обязано заплатить тевтонцам за случившееся ЧП.

И мотало его – от кремля до кремля…

Но судьба распорядилась не давать ход сомнительному иску. Вопреки содержащимся в ЕГРЮЛ сведениям о том, что АО «ПО РОСДорСтрой» зарегистрировано в городе Валдай Новгородской области, в декабре прошлого года немцы решили обратиться в Нижегородский арбитраж.

А что такого! Там же тоже областной центр называют Новгородом – неважно, что Нижним.

Надо признать, путаница с двумя городами периодически возникает то у невнимательных журналистов, а то и у разного рода чиновников. Порой доходит до абсурда. Началось всё с осени 1990 года, когда город Горький снова стал Нижним Новгородом, а через семь лет областному центру между Санкт-Петербургом и Москвой возвратили древнее название – Великий Новгород.

Можно снисходительно относиться к составителям электронной энциклопедии достопримечательностей стан и городов мира, ошибочно приписавших Нижегородский кремль к городу на Волхове, где когда-то княжил Александр Невский. Или же вспомнить шумный скандал 2012 года, когда на официальном плакате городов-организаторов Чемпионата мира по футболу – 2018 изобразили Новгородский кремль вместо Нижегородского, из-за чего пришлось переделывать эмблему мундиаля.

Можно, в конце концов, посочувствовать нынешнему губернатору Новгородской области Сергею Митину, которого отправили руководить не экономически крепкой Нижегородской губернией, а фактически сослали перед пенсией в полунищую провинцию. Сначала о том, как наличие сразу двух Новгородов сказалось на судьбе коренного волжанина Митина, судачили шутники. А недавно он и сам признался: «Не скрою, со мной велись определённые разговоры в отношении Нижегородской области. Более того, я даже знаю, что были подготовлены документы. Но в конечном итоге было принято другое решение. Кто и по каким причинам его принял – сказать не могу».

Но как арбитражный суд Нижегородской области принял от немцев иск в отношении дорожного предприятия, «прописанного» в новгородском Валдае? В конце концов, представителям российской Фемиды вряд ли свойственно легкомыслие Министерства обороны Украины, три года назад официально сообщившего, что ракетное топливо отправится на утилизацию из Харькова в город Дзержинск Новгородской области, который реально расположен в Нижегородском регионе.

Так или иначе, по завершении рождественских каникул этого года волжские арбитры передали спор по подсудности в Великий Новгород. Но верно хмель ещё держался в голове судебного клерка, который вместо этого выправил документы в Москву, где располагается российский офис тевтонского поставщика. И там, в столице, под бой кремлёвских курантов, арбитражное дело против новгородцев было принято к производству.

«Есть что брать», – так думали и пришедшие к нам с мечами

В феврале 2016 года судья арбитражного суда города Москвы Станислав Прижбилов на втором заседании неожиданно для себя сделал открытие – он, вероятно, прочёл определение коллег о направлении дела из Нижегородской губернии в столицу. Куда смотрел раньше служитель слепой богини – история умалчивает. Но рискнём предположить, что его помощник ознакомился с сопроводительным письмом к делу, а на определение никакого внимания не обратил или же просто в школе плохо изучал географию.

Ошеломлённый Прижбилов, как поведали «Конкретно.ру» участники процесса, осознал неграмотность своего помощника только 27 мая. Затем объявил пятиминутный перерыв и попросил оставить его с виновников наедине.

И ещё одна ремарка. Пока дело шло в Москву, дорожники попытались исправить оплошность Нижегородского арбитража, подав туда жалобу. Но получили ответ, мол, ничего сделать уже нельзя – после принятия дела к производству все полномочия находятся у москвича Прижбилова.

История продолжает развиваться. Как предположил в разговоре с нашим корреспондентом представитель АО «ПО РОСДорСтрой», немцы всерьёз рассчитывают получить свои полмиллиона рублей, потому у новгородских дорожников «есть, что брать». Действительно, в активе у предприятия – сотни единиц техники, один только приобретённый асфальтобетонный завод стоит порядка двух миллионов евро. А вот длительные тяжбы новгородцам точно ни к чему – идёт выполнение государственного контракта в Астрахани. Кстати, при этом в полной мере задействован и поставленный из Германии «ЕСО 2000».

Любопытный момент, на портале «Электронное правосудие» зарегистрировано под две сотни судебных дел, в которых ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис» выступает в качестве истца. Интересно было бы узнать, насколько правомерны требования тевтонского гиганта во всех этих процессах к российским компаниям?

Далёкие предки немецкого поставщика, держась за рукояти мечей, тоже думали, что тут есть, что брать. Но вышло совсем по-другому…

 

           Кирилл Чулков, «Конкретно.ру», иллюстрация https://regnum.ru/