Бездомный врач

Врача ухтинской «скорой помощи» выселили на улицу по решению суда

 

Алексей Мушкетов, ухтинский врач-педиатр с 19-летним стажем, стал бомжем по решению суда, который постановил выселить его из общежития без предоставления другой жилплощади. Он стал бездомным из-за того, что три года назад не подписал договор найма напрямую с общежитием, когда городская станция «скорой помощи» самоустранилась от финансового участия в жилищном вопросе своих сотрудников.

8 апреля было возбуждено исполнительное производство по его выселению. 20 апреля врач добровольно вывез личные вещи и складировал их в гараже. При таком раскладе доктор опасается, что может потерять работу, так как на врачей «скорой» оформляется допуск к наркотическим средствам, а бомжу такой допуск могут и не дать.

– Ну, зачем мне нужен «концерт» с выносом моих вещей приставами? Да и зарплата у меня не такая уж большая, чтобы платить штраф за неисполнение решения суда. Понимаете, всех устраивает, что я в перерывах между дежурствами на «скорой помощи», как на работу, хожу в администрацию города, чтобы решить проблему жилья.

Уже неделю Алексей Мушкетов ночует у друзей и знакомых. «Прописываться» в гараже ему приходилось и раньше, когда он сменил место жительства по личным обстоятельствам и приехал в 1995 году в Ухту (Республика Коми). При устройстве на работу главным вопросом для него было предоставления жилья. И руководство станции «скорой помощи», куда его взяли, об этом позаботилось.

Врачу выделили комнату наряду с другими медиками в общежитии медучилища. В подписании договоров найма жилых помещений участвовало три стороны: руководство общежития, работодатель поселяемых медработников и непосредственно жильцы. Причем «скорая помощь» частично оплачивала и затраты по проживанию своих сотрудников.

В 2005-м году «скорая» при перезаключении договоров отказалась от своего участия. Как следует из судебных материалов, из-за ухудшения финансового положения станции.

Мушкетов же тогда настаивал на заключении трехстороннего договора, так как опасался прямых взаимоотношений с директором медучилища, которому муниципальное общежитие передано на правах оперативного управления.

– Учитывая наши «нежные» с ним отношения и новый Жилищный кодекс РФ, я понимал, что при заключении прямого договора с медучилищем меня могут в любой момент выкинуть на улицу.

«Нежные» отношения с директором медучилища Агаджановым у Мушкетова сложились потому, что врач пытался разобраться в тарифах на оплату жилья. Но натыкался на стену непонимания, не платил за комнату из-за отсутствия договора.

После чего и появился иск от руководства общежития к Мушкетову, но даже после решения в суде вопроса оплаты за жилье, Агаджанов настаивал на выселении.

Еще одна причина возможной неприязни – вместе с товарищем, соседом по общежитию (тоже врачом), Мушкетову несколько лет назад удалось выиграть суд у руководства общежития за испорченную бытовую технику вследствие негодной электропроводки.

Директор медучилища Агаджанов имеет свои претензии к бывшему жильцу: мол, доктор использовал комнату под склад, а не для проживания.

– У нас с Мушкетовым было слишком много возни и нервов, чтобы я еще что-то комментировал, извините, не буду… Он там не жил, не проживал и не будет жить, он держит комнату как склад – всё, вот мои комментарии... Он же занимается бизнесом, зачем ему арендовать помещение, платить деньги, когда можно спокойно вот так вот здесь жить.

Мушкетов, действительно, подрабатывает мелким бизнесом, вместе с партнером торгуют чаем, кофе и сопутствующей продукцией. А еще увлекается туризмом и рыбалкой, уходит в тайгу на несколько недель и чувствует себя там гораздо комфортнее, нежели в городе.

– Там красота, и все зависит только от тебя.

В комнате площадью 12 квадратных метров у него стояла мебельная стенка, два кресла, столик, диван, холодильник. В коробках он хранил материалы, необходимые для его хобби – изготовление чучел животных, готовые экспонаты размещались на стенах.   

По словам Мушкетова, несколько дней в суде выяснялся вопрос, где он ночует.

– Я, вообще-то, человек взрослый, а не девочка 20-летняя, которая приехала учиться и за которой воспитатели следят. Я имею право иметь друзей каких-то в городе и у них ночевать? Я вообще имею право на какую-то личную жизнь? – повторил он свои показания в суде для корреспондента БНКоми.

– Мушкетов за эти три года он достал…, потому что ему делать нечего. Он начинает не мытьем так катаньем…нервы попортить, – эмоционально отреагировал Агаджанов на попытку корреспондента БНКоми получить некоторые разъяснения и комментарии по данному делу. – Да пусть он обращается хоть в ООН, меня это не волнует, его выселили на законных основаниях!

В качестве законного основания судья Ухтинского городского суда Галина Найдина применила статью 103 Жилищного кодекса, регламентирующую выселение граждан из специализированных помещений в случае расторжения или прекращения договора найма, без предоставления при этом другого жилья. При этом доводы о том, что Мушкетов превратил жилье в склад, суд оставил без внимания, «поскольку убедительных доказательств использования комнаты не по назначению истцом не представлено».

Решение ухтинского суда оставила в силе и судебная коллегия Верховного суда Коми. После этого врач попросил отсрочки по исполнению решения, так как надеялся, что в мэрии ему выделят другое жилье и не придется выселяться на улицу.

Последние два года в местном бюджете предусматривались средства только на выдачу безвозмездных субсидий, которые служили для граждан взносом для приобретения квартир по ипотеке. В этом году нашлись деньги не только на субсидии, но и на покупку восьми квартир, ключи от которых уже вручены счастливчикам в конце марта.

Тем не менее, квартирный вопрос в Ухте стоит очень остро, в списках нуждающихся – каждый 30-й житель муниципалитета. По словам председателя профсоюзного комитета работников ухтинского здравоохранения Дмитрия Груздева, около 450 медработников стоят в очереди на улучшение жилищных условий. Некоторые из них пребывают в ожидании уже 25-30 лет. С тех пор, как приехали по распределению, так и живут в общежитиях.

Но даже получить комнату в общежитии очень непросто.

– Я не могу поселить сегодня около 100 врачей и учителей, – сказала БНКоми первый замруководителя городской администрации Татьяна Филиппова.

Несмотря на то, что в конце марта этого года жилищная комиссия решила выделить жилплощадь Мушкетову (в том же общежитии, откуда он выселен по решению суда, но другую комнату – БНКоми), Филиппова утверждает, что вопрос до конца еще не решен.

– Факт того, что Мушкетов нуждается в проживании, пока не подтверждается.

В очереди на получение квартиры Мушкетов стоит с 1995 года. Его номер в общем списке 2336-й, в льготной очереди врачей и фармацевтических работников – 14-й. С февраля этого года Алексей Мушкетов выписан из общежития медучилища, новой регистрации по месту жительства у него нет, равно как и ордера на вселение в другое жилье. Какое еще доказательство нужно предъявить местным властям, чтобы подтвердить факт «нуждаемости», он не знает.

Правозащитник Игорь Сажин считает, что конституционное право Мушкетова на жилье не нарушено, так как в Конституции ничего не сказано об обязанности государства предоставлять жилье.

Одновременно 103-ю статью Жилищного Кодекса, по которой выселили доктора, правозащитник называет изуверской. Данное положение закона, позволяющее выселять людей на улицу, по его мнению, не учитывает российских реалий. Ипотека доступна немногим, и большинство людей не могут купить жилье. В то же время в стране огромный дефицит социального жилья.

По данным Сажина, 136 решений суда в отношении администрации Сыктывкара, которая должна была предоставить крышу над головой различным социальным группам, лежат неисполненными.

– Россия заявляет себя как социальное государство, которое, прежде всего, старается решать социальные проблемы. Оно должно создавать условия удобной покупки квартиры. А если у человека нет возможности купить жилье, то государство должно предоставить так называемое социальное жилье. Но социальное жилье у нас в России не строится вообще! А если предоставляется, то оно тут же приватизируется и не остается у государства – это катастрофа! То есть, по сути, государство дарит квартиры направо и налево, что не должно быть ни в коем случае. Социальное жилье должно предоставляться во временное пользование, чтобы человек на шею не садился, но и мог жить нормально.

Алексей Мушкетов пока жить нормально не может, в гараже у него нет ни отопления, ни воды. Зато адрес, по которому он ждет ответов от чиновников очень легко запоминается: Ухта, главпочтамт, до востребования, Мушкетову А.В.

 

Александра Чуманова, Ухта

© Агентство экономической информации «Бизнес-новости Республики Коми»