Конец вражде?

Конкуренты помирились, да уплыли миллионы...

 

Пресс-конференции, гневные обвинительные заявления в адрес противника, судебные тяжбы, разборки с потребителями электроэнергии, вмешательство прокуратуры... Пожалуй, у каждого из мурманских СМИ, отражавших на протяжении нескольких месяцев баталии между двумя энергетическими компаниями – «Колэнергосбытом» и «Коларегионэнергосбытом» (КРЭС) – образовался свой «сериал». Конец у него мог бы получиться вполне счастливым – противники, наконец, пришли к мировой. Но... Неожиданный поворот в сюжете концовочку подпортил.

Перед началом очередной «серии» напомним кратко содержание предыдущих. Конфликт возник осенью минувшего года. Обе вышеупомянутых сбытовых компании наделены статусом гарантирующего поставщика, то есть обладают правом покупать и продавать электроэнергию. Каждая работала в своей зоне, однако в августе 2007-го КРЭС отошла еще и «территория» реорганизованной Мурманской горэлектросети, и он продолжил обслуживание ее бывших потребителей.

Однако не все из них приняли нового поставщика. Часть предприятий переметнулись к другому – оформили договоры на поставку электричества с «Колэнергосбытом» (невзирая на то, что киловатты получали от КРЭСа). Тут и возник сыр-бор. По сути, началась война за рынок сбыта.

Соперника КРЭС обвинял в переманивании «своих» потребителей. А от перебежчиков требовал оплаты поставленной им энергии, грозя ограничением ее подачи, и настаивал на возвращении беглецов «обратно». Последнее он обосновывал тем, что переход к другому поставщику осуществлен с нарушением юридических тонкостей. Были поданы иски в суд. Некоторых потребителей, заметим, КРЭСу вернуть удалось. А с «невозвращенцами» он все еще в стадии неразрешенного конфликта.

Между тем в конфронтации конкурентов совсем недавно произошли кардинальные перемены. Компании не только помирились, но даже породнились – «Коларегионэнергосбыт» приобрел 10 процентов акций «Колэнергосбыта». Теперь интересы у них, можно сказать, общие. О чем руководство предприятий (в «Колэнергосбыте» оно, заметим, в конце апреля поменялось) сообщило на совместной пресс-конференции, состоявшейся позавчера в Мурманске.

– Наши интересы – это развитие энергетического рынка Мурманской области и сосредоточение усилий на совершенствовании систем обслуживания потребителей электроэнергии. И я надеюсь, что с новым руководством «Колэнергосбыта» мы сможем совместно добиваться поставленных целей, – заявил генеральный директор КРЭС Алексей Преснов.

Вот он, тот самый хеппи-энд? Все бы так, если бы в «Колэнергосбыте» вместе со сменой руководства не грянул «взрыв», нанесший многомиллионный удар по бюджету компании и основательно подорвавший ее изнутри.

– Не желая выпускать из рук торговлю на оптовом рынке электроэнергии, в последние дни своей работы бывшее руководство перевело этот ключевой бизнес-процесс в некое ООО «Теплоэнергосервис». В новую компанию был переведен весь персонал, имевший отношение к торговле на оптовом рынке. «Теплоэнергосервису» за смехотворные суммы были сданы в субаренду вместе с оборудованием площади «Колэнергосбыта». Далее бывшее руководство «Колэнергосбыта» заключило с «Теплоэнергосервисом» агентский договор на оказание торговых услуг на оптовом рынке, – описал сложившуюся ситуацию нынешний гендиректор «Колэнергосбыта» Михаил Попов.

Добавим, что уход сотрудников (23 человек, включая руководителя и главного бухгалтера) обошелся предприятию в 92 с лишком миллиона рублей – столько при увольнении было выплачено денег (зарплаты, отпускные, премиальные и прочее). Для сравнения годовой бюджет компании составляет 170 миллионов.

Насколько правомерны действия бывшего руководства, теперь предстоит выяснять соответствующим органам. Потерпевшая сторона уже обратилась в УВД, ФСБ и прокуратуру. Что же касается самостоятельности «Колэнергосбыта» в работе на оптовом рынке, Михаил Попов заявил, что к началу июля она будет обеспечена.

Поворот в сюжете, что и говорить, впечатляет. Только, если всерьез, возникает вопрос: а какое, собственно, дело широкой общественности до дележек в бизнесе власти и денег? Тем более, не исключено, что тот, кто сумел урвать себе часть, чист перед законом. Ради чего все-таки скликали журналистскую братию?

В ответ теперешние союзники пояснили: хотелось, мол, чтобы потребители узнали об их примирении. Это раз. А второе – донести до народа прискорбную весть о том, что убытки, понесенные «Колэнергосбытом», могут отразиться на электротарифах в будущем году. Резко ли возрастут, уточнила я. Да нет, ответили мне, не резко... Но возрастут.

Эка новость для народа! Сдается, однако, вовсе не за тем собирали пресс-конференцию. Скорее, устроителям грезился скандал в СМИ вокруг «унесших» 92 миллиона (обидно все-таки!). Но мы подождем. Если и впрямь будет доказан преступный умысел в чьих-то деяниях, расскажем об этом в криминальной хронике.

В сериале же про войну «Колэнергосбыта» с «Коларегионэнергосбытом» поставим, наконец, точку. Она ведь и впрямь закончилась.

 

Татьяна Рязанова


Мурманский вестник