Кто купит мотор?

В Псковской области Мирожский монастырь, весь комплекс зданий и сооружений которого находится на балансе Псковского музея-заповедника, сбрасывает неочищенные сточные воды в речку Мирожку

 

 

Монастырское вино или Припасть к стокам. Часть 3

 

Псковичам по-прежнему предлагается припадать к канализационным стокам, которые бесперебойно поступают из Мирожского монастыря в Мирожку и Великую. Это происходит несмотря на то, что ситуацией в монастыре заинтересовались в прокуратуре, милиции и ФСБ.

Все течет, ничего не меняется… Такая мысль могла бы прийти, окажись вы возле Мирожского монастыря 6 ноября. «Городская газета» летом этого года рассказывала о том, куда именно Мирожский монастырь сбрасывает сточные воды. «Особое внимание привлекает канализационный отстойник-накопитель, – говорилось тогда в газете. – Выкачивают его очень редко, и то – по настоянию сотрудников музея. А переполняется отстойник раз в несколько дней. И тогда канализационные воды льются в Мирожку». Публиковали мы и фотографии переполненного отстойника – с открытым люком. Его не обязательно искать глазами. Легче всего его обнаружить по запаху. Подойдите к братскому корпусу с внешней стороны, и снизойдет вам откровение.

Зовите санитара

И все-таки мысль о том, что ничего не меняется, – была бы ошибочной. Меняется. Те, кому положено следить за соблюдением санитарных правил в нашем городе, летом никаких стоков не находили. И только после серии газетных публикаций, наконец-то, нарушения установлены. Это признали Псковская природоохранная межрайонная прокуратура и Управление Роспотребнадзора по Псковской области. Было проведено обследование, и обнаружилось, что нарушены СП 4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и СанПиН «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

Наконец-то официально признано, что «в реку Мирожку проводится сброс неочищенных сточных вод». Как сообщило одно из информационных агентств, «настоятель Мирожского монастыря отец Николай рассказал, что вышел из строя мотор в насосной станции…». Далее, правда, настоятель еще и добавил, что «сточные воды откачиваются, согласно условиям договора с УМР № 17, по мере их накопления».

Однако и в июле, когда мы об этом сообщали, и в сентябре, когда проводилось обследование, и сейчас, в ноябре, «сточные воды стоят на уровне поверхности земли». И стекают они все туда же, в Мирожку, и дальше, в Великую.

Бессрочное пользование

Тревогу в свое время подняли сотрудники Псковского музея-заповедника. В итоге же предписание по устранению нарушений как раз музею-заповеднику и выдали. До 30 октября 2008 года музей-заповедник должен был ликвидировать аварию в канализационных сетях. Наступил ноябрь. Авария не ликвидирована. И объяснить это можно очень просто: существует действующий договор, заключенный 14 июля 2004 года. На нем есть подпись тогда еще архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия. В пункте 1.2 речь идет о том, что «Псковской епархии предоставлены в бессрочное, безвозмездное пользование… наружные сети канализации 366,5 м, канализационная станция…». Хотя формально правоохранительные органы правы. Весь комплекс зданий и сооружений Мирожского монастыря находится на балансе Псковского музея-заповедника. Но пользуется канализацией все-таки епархия. Именно ей музей-заповедник, в свою очередь, и предписал устранить аварию.

Срок истек. Истекают из монастыря и «неочищенные воды». Есть, правда, надежда на то, что будет куплен новый мотор для насосной станции. Но где этот пламенный мотор? Пока его не купили, и значит, вроде бы, должен действовать упомянутый о. Николаем договор с УМР № 17. Может быть, настоятель до сих пор не знает, что делается под окнами братского корпуса у Стефановской церкви, который передан епархии в бессрочное, безвозмездное пользование?

Бомбардировщики

После наших летних публикаций о Мирожском монастыре о. Николай и его добровольные помощники начали бомбардировать правоохранительные органы и нашу газету письмами. В них, в частности, говорилось о том, что «канализационная система работает без сбоев». Выглядело это совершенно бессмысленно. Доказательства их жизнедеятельности скрыть невозможно.

Пытались они обвинить нас и в разжигании «религиозной вражды, антиправославных настроений, способных привести к неконтролируемых социальным взрывам и массовым акциям протеста на территории приграничного субъекта федерации». Наша редакция тогда же ответила: «Неразрешимых проблем в Мирожском монастыре нет. Надо всего лишь чаще выкачивать содержимое отстойника, соблюдать охранные обязательства и строже следить за порядком». Спустя два с половиной месяца остается повторить то же самое. Неразрешимых проблем нет. Научитесь убирать за собой. От вас требуется не так уж и много: не надо гадить.

Вы обращаетесь за помощью в ФСБ, прокуратуру, милицию? Вы думаете, они не смогут установить, что именно происходило и происходит в вашем монастыре? Как будто не та же милиция неоднократно выезжала по вызовам, спровоцированным вашими насельниками.

Мое недавнее общение с представителями правоохранительных органов еще раз подтвердило: они отлично знают о жизни и деятельности монастыря такое, о чем вы сами хотели бы побыстрее забыть. Неужели вы не понимаете, что, не выполняя элементарные правила, вы бросаете тень на уважаемых в православном мире людей? Ваша неправда обнаруживается слишком быстро. Вы даже не успеваете воспользоваться ее плодами и поэтому выглядите особенно глупо.

Господа, нет ничего невозможного. В договоре, утвержденном Евсевием и подписанном прежним настоятелем о. Марком, в п. 2.6 написано: «Стоянка автотранспорта на территории монастыря запрещена». Найдите в себе силы ставить свои машины за пределы монастыря. Оборудуйте стоянку там, где это без труда можно сделать (для этого вам еще в апреле дали срок до 1 октября 2008 года). Для всех этих дел не требуется совершать духовных подвигов. От вас не требуется самопожертвования. Делайте, что должно. Не искушайте себя и других. Только имейте в виду: это требует не «Городская газета», а ваш собственный устав и те договоры, которые утвердил управляющий епархией.

 

Алексей Семенов


Городская газета, № 46 (226)