Интернетчики не могут оторваться по полной от отдела «К» МВД Коми

На прошлой неделе вновь отличился «прославившийся» на всю Россию преследованием блоггеров отдел «К» МВД Республики Коми. В среду, 27 июня, оперуполномоченный отдела Николай Сичкарь предпринял попытку узнать ip-адреса комментаторов одного из материалов, размещенных на сайте информационного агентства «Бизнес-новости Республики Коми» (ИА «БНКоми»). Некоторые из этих комментариев имеют очевидную антимилицейскую окраску.

Известность в виртуальном пространстве страны отдел «К» МВД РК приобрел в декабре 2006 года, когда заместитель главы РК Алексей Чернов попросил милиционеров найти создателя дневника torlopov на интернет-ресурсе livejournal.com (он же «Живой журнал» или «ЖЖ»). Поиск поручили вести оперуполномоченному отдела «К» Николаю Сичкарю, который во время оперативной беседы с одним из подозреваемых высказал желание опросить по возможности всех пользователей самого популярного в России блог-сервиса («ЖЖ» насчитывает сотни тысяч пользователей). Высказанное оперуполномоченным намерение на фоне беспрецедентной для рунета охоты на «виртуала» спровоцировали в интернете волну иронических комментариев. Скоро проверку прекратили из-за отсутствия в действиях так и не установленного лица состава какого-либо преступления.

Следующий «наезд» г-на Сичкаря на пользователей «Живого журнала» получился более удачным. В феврале 2007 года оперуполномоченный изъял жесткие диски компьютеров с контрафактными программами у интинской газеты «Искра», которая в период избирательной кампании оппонировала правительству Коми и партии «Единая России». Прямым следствием этой спецоперации стал комментарий «ЖЖ»-юзера terentyev, отставленный в блоге suranov.livejournal.com. Terentyev, в котором многие увидели сыктывкарского музыканта Савву Теретьева, высказал свое мнение о неких «неверных ментах», которых приравнял к «быдлу» и «гопоте» и выдвинул идею церемониального сожжения их на центральных площадях российских городов.

Прочитав такой отзыв, г-н Сичкарь провел проверку, материалы которой были направлены в прокуратуру Сыктывкара. Последняя пришла к выводу, что «менты» – это социальная группа «сотрудники милиции», а в действиях «ЖЖ»-юзера имеются признаки преступления, предусмотренного статьей 282 Уголовного кодекса РФ (публичное возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе). Соответствующее уголовное дело было возбуждено 14 марта, а еще через два дня в квартире Саввы Терентьева был проведен обыск с изъятием компьютерной техники. Попавшая в интернет история вызвала очередную волну антимилицейских комментариев и привлекала внимание ведущих российских СМИ – «сыктывкарское дело» стало первым случаем уголовного преследования за комментарий, оставленный в российской блогосфере.

События минувшей недели тоже связаны с комментариями в интернете.

Как сообщила корреспонденту «ЗЖ» активистка Коми правозащитной комиссии (КПК) «Мемориал» Татьяна Малыгина, 27 июня г-н Сичкарь позвонил ее супругу Игорю Малыгину и предложил ему явиться в отдел «К» на беседу по поводу функционирования сайта ИА«БНКоми» (в сыктывкарской интерне-тусовке г-н Малыгин известен в качестве администратора этого сайта). «Так как мой муж ничего не понимает в юриспруденции, я решила пойти в отдел «К» в качестве его представителя» – поведала «ЗЖ» г-жа Малыгина.

Беседа в милиции достаточно быстро вылилась в просьбу сообщить отделу «К» ip-адреса компьютеров, с которых физические лица оставляют комментарии на сайте информационного агентства. Г-н Малыгин в ответ признал, что предоставление таких данных милиции технически возможно. Фактическому разглашению конфиденциальных сведений помешала г-жа Малыгина, которая от имени своего супруга сообщила г-ну Сичкарю, что сайт принадлежит владельцу «БНКоми», члену Общественной палаты РК Павлу Марущаку, и без его согласия запрашиваемую информацию ее муж не сообщит.

Из дальнейшего разговора оперуполномоченного с четой Малыгиных выяснилось, что отдел «К» интересуют авторы комментариев к конкретному материалу ИА «БНКоми» – «Милиция нашла Ларису Давыдову в состоянии частичной потери памяти о мартовских выборах». «Героиня» публикации – заместитель главы сыктывкарской администрации, 11 марта этого года, в день выборов совета города, публично обвинила кандидата в депутаты Алексея Колегова и его команду в подкупе избирателей, а потом заявила, что ничего об этом не помнит. Как следовало из слов г-на Сичкаря, в прокуратуре Сыктывкаре решили, что некоторые комментарии к публикации оскорбляют г-жу Давыдову, поэтому отделу «К» и поручили выяснять ip-адреса.

Узнав такие подробности г-жа Малыгина связалась с Павлом Марущаком и передала ему просьбу отдела «К». После некоторого раздумья тот по телефону отказался добровольно раскрыть ip-адреса комментаторов публикации, после чего дальнейшее общение четы Малыгиных с милицией потеряло смысл. Самого г-на Марущака, насколько известно «ЗЖ», в отдел «К» до сих пор официально не вызывали.

Между тем, стоит отметить, что наиболее острые комментарии к вышеназванной публикации направлены не столько против г-жи Давыдовой, сколько против сотрудников милиции, которые не находят в действиях заместителя главы столичной администрации признаков клеветы.

Павел Александров

© Зырянская жизнь

РЕСПУБЛИКА КОМИ