Как «поправляли» Генплан в Петергофе

Основной градостроительный документ Санкт-Петербурга, определяющий судьбу Северной столицы на много лет вперед – Генеральный план, стал настоящим яблоком раздора во многих районах города. В его основе – идея «открытого европейского города». На деле – интересы людей, цель которых получение прибыли любой ценой.

Кто тут законом не доволен?

Сразу было понятно, что информировать горожан о том, что там говорится в этом главном градостроительном документе, городским властям не очень-то хотелось. Генплан, как известно, не доллар, всем понравиться не может. И понятно, что недовольные горожане начнут всеми мыслимыми и не мыслимыми способами тормозить такое серьезное дело, как внесение поправок в документ. А их, этих поправок, столько, что если каждого недовольного гражданина выслушивать, то года не хватит. Они и без того очень активно ведут борьбу с законодателями, в частности, с разработчиками Генплана. Во всяком случае, до суда дело довели, требуя признать документ незаконным.

Инициативная группа граждан подала в Городской суд иск с требованием признать закон недействующим. Горожане посчитали, что он разрабатывался и принимался с нарушениями, что результаты общественных слушаний по этому закону были фальсифицированы.

33 и ни одной поправкой меньше

Накал страстей в районах был нешуточный. Что не может не радовать. Потому что вопреки мнению чиновников, что это кто-то просто «мутит воду», активность горожан говорит о том, что люди не равнодушны, что им не все равно, в каком городе будут жить их дети и внуки.

В Петродворцовом районе, в котором лично мне посчастливилось жить, слушанья проходили особенно остро.

4 июля в здании администрации актовый зал был забит «под завязку». Администрация Петергофа планировала обсудить в этот день 33 поправки к Генплану, однако оказалась совершенно не готова к тому, что присутствующие в зале будут вносить коррективы в процедуру проведения слушаний.

А у собравшихся было немало претензий к администрации. И самая главная – никто не получил до начала слушаний нормальной информации об изменениях в Генплане. Что это за 33 поправки? Где и что собираются строить – никто толком не знал. И напрасно заместитель главы администрации района Евгений Моторин увещевал собравшихся в том, что с планами можно было ознакомиться в муниципальных образованиях района. Юрий Андреевич Базарнов, ветеран из Ломоносова, трясущимися руками развернул листочки с черными неясными ксерокопиями:

– Вы понимаете, что здесь изображено? И я не понимаю! А это мой город! И я хочу знать, что меня… да, меня-то ладно!... Что моих внуков ждет завтра!

К стенду без лупы не подходи

Отправляюсь в местную администрацию в поселке Стрельна, посмотреть, как на деле выглядит информационный стенд, о котором говорил заместитель главы администрации Моторин. Красиво и красочно. Но вот понять хоть что-либо из того, что пытаются донести до населения, – невозможно! Ни высшее образование, ни хорошее зрение не помогли мне понять, какие же изменения хотят внести в Генплан в моем районе. А что говорить о людях, которые в силу своего возраста и видят и понимают гораздо хуже?

На последующих слушаньях по этому поводу прозвучала реплика возмущенного инвестора, дескать, таков масштаб, все, кому надо, все рассмотрели. Грубовато прозвучало, скажем прямо.

А первые слушанья жители Петергофа сорвали. Не из вредности и упрямства, а потому что действительно хотят, чтобы с их мнением считались. И вроде как администрация сочла нужным прислушаться к людям. Поступило предложение провести слушанья не в «сезон дач и огородов», а по осени. И не в актовом зале администрации, а в просторном кинозале «Каскад». И к всеобщему удовлетворению администрация дала «добро»…

Склады вместо наукограда

…И, можно сказать, всех обманула. Потому что сразу после первого заседания прошли спешные слушанья в муниципальных образованиях. А после этого 16 июля в «Каскаде» снова протрубили общий сбор. Правда, так тихонечко «протрубили», что далеко не все услышали. Население толком не оповестили о проведении слушаний, но зал был полон, и собрание шло более шести часов. По словам представителя инициативной группы граждан, пристально следящих за развитием событий в районе, Алексея Решеткина, «с точки зрения администрации района слушанья состоялись, при этом голоса никто не подсчитывал и даже при огромном перевесе голосующих «против» поправок, для протокола озвучивалось просто: «Мнения разделились».

Все эти слушанья, а так же и те, кто активно «выступают», для чиновников как больной зуб. Им и не понять, что люди ведут борьбу совсем не ради борьбы. Идет противостояние хищническому истреблению уникальной рекреационной и историко-культурной зоны южного побережья Финского залива, которой силами местной администрации придается «складское, мелкопроизводственное направление», что совсем не соответствует первоначальному плану развития района как наукограда.

Едва ли не единственный проект, против которого в Петергофе никто не выступает – это строительство большого технопарка, который даст 2000 рабочих мест и 2 миллиарда рублей годовой прибыли местному бюджету. При этом инвестор готов использовать 120 гектаров земли в районе птицефабрики, а не вырубать лес и парк, которых и так остается все меньше и меньше.

У чиновников кончилось лето

Все участники публичных слушаний вправе представить свои предложения и замечания, касающиеся проекта Генплана, для включения их в протокол. Эти замечания не будут иметь юридического значения, однако по действующему городскому закону протоколы и заключения должны направляться на утверждение в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Прислушаются ли там к мнению горожан – затрудняюсь сказать. А вот то, что все эти слушанья – ни что иное, как мероприятия «для галочки» со стороны администрации – это точно. Надо провести слушанья – вот их и проводят. Как говорится, мы прокукарекали, а там хоть не рассветай!

А скандалы, с которыми проходят все эти слушанья в районных администрациях, похоже, никого не задевают. Пример читай выше. Жителям Петергофа 4 июля пообещали провести слушанья по окончании летнего сезона. Как обещали, так и сделали – 16 июля. Тем более и похолодало слегка…

А тут и Городской суд подсуетился и вынес решение не в пользу тех, кто ринулся искать правду – отказал инициативной группе петербуржцев в удовлетворении иска, в котором они требовали отмены Генплана. Впрочем, реши суд по-другому, то правительству города осталось бы только уйти в отставку.

Наталья Труш