Прокуратура не обнаружила дискриминации мужчин ввиду отсутствия потерпевшего «Васи Пупкина»

На прошлой неделе в Коми правозащитная комиссия (КПК) «Мемориал» наконец получила ответ прокуратуры Сыктывкара на свое заявление по факту дискриминации мужчин чиновниками совета муниципального образования городского округа (МО ГО) «Сыктывкар». Как и следовало ожидать, прокурорские работники дискриминации не обнаружили.

Напомним, во второй половине мая – начале июня этого года совет Сыктывкара провел конкурс на замещение вакантной должности ведущего специалиста управления организации местного самоуправления аппарата горсовета. При этом, по мнению представителей КПК «Мемориал», была допущена явная дискриминация по половому признаку – для участия в конкурсе приглашались лишь женщины в возрасте до 35 лет.
В «Мемориале» посчитали, что очевидное нарушение чиновниками горсовета законодательства о муниципальной службе необходимо квалифицировать как преступление, предусмотренное частью 2 статьи 136 Уголовного кодекса РФ – нарушение прав и свобод человека в зависимости от его пола, расы, национальности или другого социального обстоятельства, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Соответствующее заявление о преступлении 25 июня было подано в прокуратуру Сыктывкара членом правления правозащитной комиссии Эрнестом МЕЗАКОМ.

Не получив ответа в течение месяца, г-н МЕЗАК 26 июля обратился к прокурору города Павлу Морозову с просьбой ознакомить его с вынесенным по делу постановлением. 27 июля правозащитник был приглашен к заместителю городского прокурора Юрию РУДОМЕТОВУ. Последний, прежде чем выдать заявителю копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, провел с ним беседу. «Мемориальцу» разъяснили, что городской совет никакой дискриминации не совершал, так как не были нарушены права конкретного мужчины. «Вот если бы в объявлении было написано, что в конкурсе могут участвовать все, кроме Васи Пупкина, тогда бы появилась дискриминация», – пояснил г-ну МЕЗАКУ г-н РУДОМЕТОВ. Он также намекнул правозащитнику, что если тот и впредь будет посылать в прокуратуру необоснованные заявления о преступлениях, к нему могут применить статью 306 Уголовного кодекса РФ («заведомо ложный донос»).
Полученное с таким трудом постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, как оказалось, было вынесено еще 29 июня. Как следует из текста этого документа, следователем прокуратуры по особо важным делам Валерием ЗАХАРОВЫМ был опрошен помощник главы МО ГО «Сыктывкар» Сергей СТРЕКАЛОВСКИЙ. Он показал, что объявление о проведении конкурса, опубликованное на сайте горсовета и в газете «Панорама столицы», подготовила начальник управления организации местного самоуправления совета Сыктывкара Юлия СМИРНОВА. Спорные же критерии для кандидатов на фактически секретарскую работу были установлены, по словам г-на Стрекаловского, «учитывая опыт отбора на подобные должности». Удовлетворившись такими объяснениями, следователь Захаров сделал вывод об отсутствии у г-жи Смирновой умысла в дискриминации. Саму г-жу СМИРНОВУ, кстати, следователь не опрашивал.

Председатель КПК «Мемориал» Игорь САЖИН так оценил решение прокуратуры города: «Это ответ не юристов, а людей, которые в ущерб общественным интересам хотят защитить крайне безответственные действия городских чиновников». «Если следовать логике прокуратуры, – заявил г-н САЖИН, – то антиеврейское законодательство фашисткой Германии тоже не было дискриминационным, так как оно ущемляло всех евреев, а не конкретного, допустим, Моисея Рабиновича».

Впрочем, по мнению г-на САЖИНА, своим непрофессионализмом прокуратура Сыктывкара загнала себя в угол. Ведь постановление г-на Захарова можно трактовать и в том плане, что Юлия Смирнова совершила не дискриминацию, а другое преступление – унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, совершенное должностным лицом с использованием средств массовой информации (часть 2 статьи 282 Уголовного кодекса РФ).

Павел Александров

Зырянская жизнь