Ален Делон не пьет одеколон…

Парфюм в России больше не считается алкогольной продукцией: с июля 2007 года правительство утвердило перечни парфюмерно-косметических продуктов, выведенных из-под действия закона об обороте спирта. Для этих товаров теперь не требуется ни ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система учета оборота спирта), ни лицензирование, ни дополнительные справки. Между тем добросовестные компании уже потратили немало средств на покупку лицензии и установку оборудования...

Получается, деньги вкладывали зря? Согласно постановлению Правительства РФ с 1 июля 2007 года из-под действия закона выведены одеколоны и воды душистые и туалетные с максимальным объемом потребительской тары 150 миллилитров, духи и натуральные эфирные масла в сувенирных футлярах с максимальным объемом 150 и 25 миллилитров, парфюмерные и косметические наборы с максимальным объемом 450 миллилитров и еще ряд видов косметической продукции объемом от 250 до 300 миллилитров. То есть большая часть позиций, требовавших лицензирования.

Специалисты недоумевают: почему чиновники не спрогнозировали ситуацию заранее?
По мнению экспертов, именно отсутствие внятного законодательства, регулирующего взаимоотношения на алкогольном рынке, стало главной причиной проблем, постигших отрасль.

В борьбе с суррогатом

Напомним, вступивший в силу с 1 июля 2006 года закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» автоматически приравнял производителей парфюмерной продукции и оптовиков к водочным магнатам. Как пояснили законодатели, снижение уровня жизни и доступность цены привели к тому, что население наряду с фальсифицированным алкоголем стало активно потреблять спиртосодержащую непищевую продукцию. Закон был призван изменить ситуацию. В результате под удар попала и часть спиртосодержащей продукции, которая заведомо не могла быть суррогатным алкоголем.

С начала действия алкогольной лицензии с полок магазинов исчезли не только ходовые марки духов, но даже лаки для волос. «Под действие закона у нас попало около 1300 позиций,– отмечает генеральный директор компании «ШИК» Ольга ЕПИФАНОВА. – В том числе лаки для волос, лаки для ногтей, гели для волос, губная помада, туши для ресниц, зубная паста».

Все это привело к тому, что многие оптовики попросту отказались от спиртосодержащей продукции. А в результате затрат цены на парфюмерию и косметику в крупных городах значительно выросли. В регионе прогнозируемого скачка цен не произошло. Все издержки взяли на себя фирмы-дистрибьюторы.

Вложения окупились штрафами

Наряду с производителями алкоголя косметические производители и оптовики вынуждены были оформить лицензии на производство, хранение и оборот спиртосодержащей продукции (250 тысяч рублей), а также установить на своих предприятиях ЕГАИС. «Рабочее место и сервер по ЕГАИС обошелся в 80 тысяч рублей, – комментирует ситуацию генеральный директор компании «ШИК» Ольга Епифанова. – Плюс ежемесячно обслуживание системы – 14 500 рублей». Прибавьте сюда бумажную волокиту с грузовыми таможенными декларациями и товарно-транспортными накладными. Кроме того, на каждом месте продажи должны быть копии этих документов, которые нужно не просто хранить, но и предъявить по первому требованию проверяющих. Учитывая, что на розничных точках всегда мало места, задача перед компаниями стояла практически неразрешимая.

Помимо расходов на лицензирование, установку и обслуживание ЕГАИС, поставщикам пришлось заплатить и немало штрафов.

Так, узнав о законе, производители косметики и парфюмерии стали пытаться менять рецептуру своих продуктов. Соответственно в зависимости от изменения рецептуры в партиях могло быть разное содержание спирта. Программа ЕГАИС, по словам Ольги ЕПИФНОВОЙ, недостаточно гибка, чтобы брать в расчет эти изменения. В результате компании «Шик» после каждой проверки приходилось выплачивать штрафы. «Получалось так, что права и полномочия на изменение рецептур имеют производители, а ответственность несли компании-дистрибьюторы», – прокомментировала ситуацию генеральный директор.

Закон не работает?

«Закон создан, чтобы упорядочить ситуацию в России по поводу поставок левого товара, – полагает директор сети магазинов Л,Этуаль в Архангельске Татьяна ЧЕРНАКОВА. – В результате останутся крупные поставщики, которые будут торговать лицензированной продукцией. Сегодня то, что люди покупают под видом качественных духов, зачастую не имеет никакого отношения к настоящей продукции. Собственно, этот закон и призван убрать такую продукцию с прилавков». А у налоговых и проверяющих органов, как считает Татьяна Чернакова, с принятием закона появился повод закрыть мелкие оптовые компании, занимающиеся нелегальной продукцией.

Впрочем, по словам генерального директора компании «ШИК» Ольги Епифановой, в действительности же проверяли только крупные сети, стремившиеся к выполнению закона. В Архангельске лицензии получили две компании – «Шик» и «Юность». «Тот поток товара, который идет через наши компании, белый и абсолютно контролируемый, – уверена Ольга Николаевна. – Налоговой надо было проверять розничные полки с точки зрения поступления других потоков, которые шли из Москвы, Санкт-Петербурга, минуя архангельских дистрибьюторов».

Татьяна ПОТАПОВА

Бизнес-класс Архангельск № 27 (361)