Бои «энергетического» значения

Кто-то сравнил всю энергосистему Мурманской области с большим куском сыра. При этом «владельцем всего сыра» – региональным гарантирующим поставщиком (ГП) электроэнергии – является компания «Колэнергосбыт». Однако в «сырных дырках» гарантирующими поставщиками признаны другие организации. И «Колэнергосбыт» там уже не хозяин. С чем эта компания, судя по всему, категорически соглашаться не желает. И активно стремится «залезть» в более неподвластное ему пространство. При яростном сопротивлении местных ГП. Главным образом сопротивляется экспансии основной конкурент «Колэнергосбыта» – компания «Коларегионэнергосбыт» («КРЭС»), под «крылом» которой ныне объединились большинство муниципальных (коммунальных) электросетей. В принципе, можно сказать, что сейчас в области предпринимаются активные попытки передела электроэнергетического рынка. Весь вопрос в том, насколько законными при этом остаются действия сторон?

Остались одни дырки

Но сначала – о предыстории конфликта. Сейчас идет реформа в электроэнергетической сфере. Которая в том числе должна завершиться тем, что всю электроэнергию нужно будет покупать на Новом оптовом рынке электроэнергии и мощности (НОРЭМ). Пока правом выхода на НОРЭМ в нашей области обладает только «Колэнергосбыт», как наследник единого ОАО «Колэнерго» – части РАО «ЕЭС России». Но с будущего года напрямую на рынок смогут выходить все энергосбытовые компании, имеющие статус гарантирующего поставщика, прошедшие все необходимые для выхода на рынок процедуры, установленные законодательством.

Понятно, что «Колэнергосбыту» это не очень-то выгодно. Оптимальный вариант для компании – и дальше оставаться главным гарантирующим поставщиком в области, у которого все остальные сбытовики будут покупать электроэнергию. Тогда простая ее перепродажа могла бы обеспечить данной организации очень благополучное существование.

Однако крупные промышленные предприятия региона, речь идет главным образом об «Апатите» и Кольской ГМК, уже фактически вышли из-под влияния «Колэнергосбыта», создав собственные энергосбытовые компании, ориентированные на поставки электроэнергии для производственных нужд гигантов. И «Апатит», и Кольская ГМК имеют достаточно средств и возможностей, чтобы ни от кого не зависеть в энергетическом плане Их дочерние структуры уже получили гарантирующих поставщиков в своих зонах и готовы к работе на НОРЭМо. Учитывая объемы энергии, которую они там станут покупать, можно не сомневаться: цены для таких солидных потребителей будут более чем приемлемыми. Причем не исключено, что и другие крупные промышленные предприятия области пойдут по такому же пути.

В итоге, уже сейчас ясно, что в ближайшем будущем рынок сбыта электроэнергии для «Колэнергосбыта» сильно сузится. Очевидно, сбытовая компания очень рассчитывала на то, что после ухода «на вольные хлеба» промышленных гигантов она сможет продавать энергию муниципальным коммунальным электросетям, а также предприятиям малого и среднего бизнеса.

Однако тут на энергетическом поле появился новый игрок – компания «Коларегионэнергосбыт» («КРЭС»), которая сначала получила статус гарантирующего поставщика в Кандалакше и в некоторых других муниципальных образованиях области, а с 6 августа – и в Мурманске, забрав таким образом под свое «крыло» большинство коммунальных электросетей региона.

И теперь, если вспомнить сравнение энергосистемы Мурминской области с куском сыра, можно сказать, что в руках у «Колэнергосбыта» остался сыр, практически целиком состоящий из нескольких больших дырок.
Обмен ударами

Дальнейшие шаги бывшего структурного подразделения единого «Колэнерго», в общем-то, вполне объяснимы. Во-первых, оно предприняло определенные действия для того, чтобы затруднить своему основному конкуренту – «КРЭС» – предстоящее вхождение в оптовый рынок (с дочерними предприятиями крупных промышленных предприятий бороться гораздо труднее, да и по большому счету – бессмысленно). А во-вторых, начало борьбу за потребителей. Причем в данном случае нужно уточнить: под потребителями здесь подразумеваются не крупные промышленные предприятия – у них есть кому заняться покупкой и поставками электроэнергии и без «Колэнергосбыта», и не население – электроэнергия жителям поставляется по фиксированным низким тарифам – на этом не заработаешь, а только предприятия малого и среднего бизнеса, плюс различные бюджетные и коммунальные организации.

Основным «полем битвы» за таких потребителей между «Колэнергосбытом» и «КРЭСом» стал Мурманск. Понятно почему: малый и средний бизнес здесь очень развит, у коммунальных структур – большие обороты. «Колэнергосбыт» открыл свой офис в Мурманске и стал активно зазывать к себе клиентов, соблазняя их обещанием установить достаточно низкие тарифы на поставляемую электроэнергию.
Но, очевидно, что-то пошло не так, и на прошлой неделе представители «Колэнергосбыта» совместно с ОАО «ЕЭСК-Центр» (эта компания из Апатитов) провели пресс-конференцию, на которой выдвинули ряд серьезных обвинений в адрес «Коларегионэнергосбыта». Например, «КРЭС» обвинялся в использовании в конкурентной борьбе «административного ресурса» (речь идет о том, что в ряде муниципальных образований, в том числе и в Мурманске, «КРЭС» получил статус гарантирующего поставщика без проведения конкурса).
Было упомянуто и о том, что «Коларегионэнергосбыт» не обратилось с заявкой о получении статуса участника оптового рынка электроэнергии. Но самая серьезная претензия заключалась в том, что КРЭС продает сейчас электроэнергию потребителям, не заключив ни одного договора с производителем или поставщиком электроэнергии.

Ответ не заставил себя ждать: чуть погодя пресс-конференцию провело уже руководство «Коларегионэнергосбыта». И хотя генеральный директор этой компании Алексей ПРЕСНОВ сразу оговорился, что не намерен отвечать на нападки и обвинения конкурентов, мол, лучше такие споры решать в судебном порядке, ответы на некоторые претензии со стороны «Колэнергосбыта» в ходе данного мероприятия все же были даны. Плюс к тому – были освещены некоторые очень интересные моменты существующего положения дел на «поле энергосбытовой битвы».
14 из 3,5 тысячи.

Первым делом Алексей ПРЕСНОВ заявил, что, по его мнению, акция конкурентов была вызвана тем, что у них попросту «сдали нервы».

– Зона действия «Мурманской горэлектросети» – это Мурманск, Оленегорск, Кола, Мурмаши, прилегающие территории, – рассказал гендиректор «КРЭС». – В этой зоне находится порядка 3,5 тысячи так называемых доходных потребителей. То есть различных организаций, предприятий, фирм и компаний – юридических лиц. Из них на сегодняшний день заявки о желании перейти от нас к «Колэнергосбыту» подали только 14 предприятий. Эта цифра колеблется: кто-то заявил о своем желании перейти, а потом передумал, кто-то, наоборот, надумал переходить. Но в любом случае речь идет о десятке, максимум – о двух десятках юридических лиц. Понятно, что если из 3,5 тысячи потребителей уходят только 14, – это означает, что у дорогостоящей рекламной кампании по привлечению клиентов, которую сейчас проводит «Колэнергосбыт», – нулевой результат.

Затем ПРЕСНОВ остановился на прозвучавшем обвинении в «недобросовестной конкуренции».
– В структуре потребления у всех компаний, поставляющих электроэнергию в Мурманской области, есть убыточные потребители. Это население, которое платит за энергию по цене ниже себестоимости, – объяснил гендиректор. – Соответственно, баланс между количеством доходных и убыточных потребителей определяет величину тарифа. Как обстоят дела с таким балансом у наших конкурентов? Примерно 2,5 млрд киловатт-часов в год через свои сети прокачивает ОАО «Арктик-Сервис» (структура Кольской ГМК). Из этого объема только около 2 процентов идет населению. Еще около 1,8 млрд киловатт-часов «транслирует» ОАО «ЕЭСК-Центр» (структура ОАО «Апатит»). Примерно 10 процентов от этого объема потребляет население. «Колэнергосбыт» пока поставляет на область около 11,8 млрд киловатт-часов электроэнергии. В будущем году объем сократится в связи с выходом на оптовый рынок иных гарантирующих поставщиков. Но пока цифры именно таковы. Из 11,8 млрд киловатт-часов отпускаемой «Колэнергосбытом» энергии на долю населения приходится менее 1 процента.

В то же время все объединенные под эгидой «Коларегионэнергосбыта» коммунальные сети поставляют 1,2-1,3 млрд киловатт-часов. Из них порядка 50 процентов продается населению, то есть убыточным потребителям. Отсюда вывод: изначально условия в конкурентной борьбе явно не в пользу «КРЭС».
Вообще, по словам Алексея ПРЕСНОВА, коммунальные электросети потому и начали объединяться, что поняли: в ходе реформы электроэнергетики последними, кого допустят к денежной «кормушке», будут именно муниципальные энергосистемы. И им, чтобы выжить, уже сейчас нужно серьезно побороться за свой завтрашний день.

Причем коммунальные электросети, которые все стали в своих зонах гарантирующими поставщиками, в какой-то мере защищены законом. Есть определенные правила, в соответствии с которыми доходным потребителям не так-то просто уйти от своих гарантирующих поставщиков. То есть лишить их части дохода, необходимого для покрытия убытков из-за работы с населением. Однако «Колэнергосбыт», по мнению ПРЕСНОВА, уводя доходных потребителей из зоны «КРЭС», грубо нарушает эти правила, чем подставляет под удар не только себя, но и те компании, с которыми заключает договора.

– В пунктах 83-85 Правил розничных рынков, по которым мы должны работать, прямо говорится, что потребитель, который не удостоверился в наличии у энергосбытовой компании права на электроэнергию, «несет риск выбора недобросовестного поставщика и несет ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с таким выбором», – заявил гендиректор «КРЭС».
После чего добавил, что с «убежавшими» потребителями «КРЭС» будет разбираться в суде.

Не договаривается и денег не берет

Однако самые интересные факты стали выявляться, когда ПРЕСНОВА попросили ответить на претензию «Колэнергосбыта» по поводу того, что «КРЭС» продает сейчас электроэнергию потребителям, «не заключив ни одного договора с производителем или поставщиком электроэнергии».

– Под «производителем или поставщиком электроэнергии» здесь подразумевается сам «Колэнергосбыт» как единственная организация, которая сейчас может покупать электроэнергию на оптовом рынке и продавать ее другим сбытовым компаниям в регионе. С ним у нас действительно нет договоров, – заявил гендиректор «КРЭС». – И это возмутительно. Надо понимать, что «Колэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком первого уровня. А мы – ГП второго уровня – сейчас можем купить электроэнергию только у него. При этом продавать нам электроэнергию – это не право «Колэнергосбыта», это его обязанность. Начиная с января этого года, мы пытались заключить договора на поставку электроэнергии с «Колэнергосбытом» тогда еще в Кандалакше. Сначала они вообще отмалчивались (хотя должны были дать ответ через 37 дней) А потом, месяца через два, прислали нам свой вариант договора, абсолютно неприемлемый.
Почему неприемлемый? Как рассказала первый заместитель генерального директора «КРЭС» Любовь Корчагина, «Колэнергосбыт» в своем договоре предлагал «КРЭСу» оплачивать поставку электроэнергии в текущем месяце до 5 числа текущего же месяца.

– А потребители, особенно население, расплачивается с нами за текущий месяц только после 15 числа следующего месяца, – объяснила Любовь КОРЧАГИНА. – Понятно, что мы на условиях, предложенных «Колэнергосбытом», работать не можем.

– Более того, – продолжил Алексей ПРЕСНОВ, – когда мы попытались расплатиться с «Колэнергосбытом» за поставленную электроэнергию, направили им деньги, то эти средства были возвращены нам. То есть «Колэнергосбыт» пытается искусственно создать различные препятствия к заключению договоров. Для чего? Могу объяснить: в связи с переменой статуса – когда различные горэлектросети передают нам статус гарантирующего поставщика – они должны представить в Федеральную службу по тарифам справки о том, что у них нет никаких задолженностей. Так вот, «Колэнергосбыт» специально так поступает, чтобы они не могли предоставить в ФСТ соответствующие сведения. По этому поводу мы также уже обратились в суд Кстати, хочу сказать, что пока ни одного судебного процесса у нас «Колэнергосбыт» не выиграл. В нашем же «активе» –четыре выигранных процесса.

В целом ситуация на энергосбытовом рынке Мурманской области по-прежнему вызывает много вопросов. Понятно, что идет острая борьба, причем участники конфликта уже начинают выплескивать самые серьезные обвинения. И в данном случае есть насущная необходимость в появлении «третейского судьи». Им мог бы и должен бы, наверное, стать областной комитет по тарифному регулированию. Однако там пока никак не комментируют ситуацию. Между тем конфликт нарастает...

Дмитрий ПЕТУХОВ

«Полярная правда»