Поплатились за забастовку?

Прокурор Костомукши решил поставить на место профсоюз

В прошлых выпусках «Карельская Губернiя» писала о забастовке на костомукшском предприятии «Карельский окатыш». Она началась 28 июля и продлилась пять дней. Машинисты локомотивов требовали привести в порядок технику и повысить зарплату. Требования бастующих удовлетворили, работа возобновилась, однако на комбинате начались преследования профсоюзных активистов.

Во-первых, профком «Соцпроф», организовавший забастовку, был вынужден переехать в другое помещение –по словам и.о. председателя профкома Андрея КАРАПЫША, новое помещение находится далеко за пределами территории комбината, так что связь с рабочими разорвана.

Во-вторых, двое рабочих получили выговор за день простоя. Получение второго выговора грозит увольнением. Учитывая, что работа остановилась не на один день, увольнение может «светить» каждому из 40 бастовавших.

В-третьих, руководители профкома «Соцпроф» получили письмо от прокурора Костомукши, где он подробно описывает и объясняет все правонарушения бунтующего профсоюза. Главный упрек прокурора касался несоблюдения процедуры разрешения коллективного трудового спора, предусмотренной Трудовым кодексом РФ.

Вот с этим-то «Соцпроф» и не согласен. По словам Андрея КАРАПЫША, на комбинате прошла не забастовка, а остановка работ для устранения выявленных неисправностей техники. Техническое состояние локомотивов комбината действительно неважное. Рабочие заявили, что у железнодорожников «Карельского окатыша» нет ни одной единицы техники, которая была бы исправна. Например, три недели назад сгорел электровоз, у которого неисправной была пожарная система. Машинист и его помощник едва успели выскочить из горящей машины. Месяц назад сошел с рельсов еще один локомотив.

Прокурор в своем письме обращает внимание на то, что неисправности, о которых говорят бастующие, должны быть засвидетельствованы в бортовых журналах локомотивов. А в бортовых журналах ничего о неисправностях не сказано. Андрей КАРАПЫШ считает, что на такие вещи на комбинате специально закрывали глаза с подачи администрации, а инспектор по безопасности движения абсолютно подчинен руководству предприятия.

Впрочем, для всех очевидно, что неисправности техники – всего лишь повод. Собственно, и началась забастовка только после того, как директор предприятия Виктор ВАСИН отказался обсуждать вопрос о повышении зарплаты машинистам локомотивов с председателем профкома «Соцпроф» Александром СТОЛЯРОМ. Рабочие под предводительством СТОЛЯРА требовали поднять им зарплату до 60 тысяч рублей машинистам и до 40 тысяч – помощникам машинистов. Такие «аппетиты» машинистов объясняются тем, что их коллеги из других цехов якобы получают значительно больше. А у машинистов, по словам КАРАПЫША, средняя заработная плата за последние два года даже упала – в 2005 году она составляла 42 тысячи рублей, а в этом году – 24 тысячи рублей.

При этом работа у локомотивщиков вредная. Сильная загазованность, электромагнитные поля, вибрации – все это плохо сказывается на здоровье. В профкоме считают, что и вредность работы локомотивщиков на комбинате преуменьшают: согласно аттестации 2002 года вредность значительно снизилась, однако у рабочих есть сомнения на этот счет.

Профкомовцы учли упреки прокурора, но борьбу за права рабочих прекращать не собираются. По их словам, зарплату после забастовки машинистам значительно повысили, что уже можно считать неплохим результатом противостояния.

Наталья ЗАЙЦЕВА

© 1999 - 2001 ЗАО «Карельская Губерния»