Цены на молоко поднимают чиновники?

Не сумев убедить руководство молокозаводов поднять закупочные цены на молоко, в департаменте агропромышленного комплекса администрации Архангельской области приступили к решительным действиям. Рассудив, что поднять закупочные цены можно не только «снизу», но и «сверху», чиновники предложили представителям крупных торговых сетей одновременно увеличить розничные цены на молоко, что автоматически «заставит» молокозаводы без убытков повысить закупочные цены на сырье.

Об этом сообщило ИА «Rusnord», уточняя, что директор департамента АПК Валентин ГИНТОВ первоначально потребовал у молокозаводов «увеличения закупочной цены на молоко с нынешних 7 до 9 рублей. Это примерно на 15% выше, чем закупочная цена для вологодских молокозаводов». Но переработчики отказались выполнить условия Гинтова, резонно полагая, что себестоимость их продукции станет заметно выше вологодской и привозная продукция очень быстро вытеснит ее с местных прилавков.
Тогда административный ресурс решили применить «с другой стороны».
Для этого Валентин Гинтов собрал у себя руководителей ведущих торговых сетей и оптовиков области, контролирующих почти весь розничный рынок, и якобы предложил им «договориться».

Логика Гинтова, по мнению участников совещания, была ошеломляющей: розничные сети «сговариваются» и одновременно поднимают цены на молоко и молочные продукты всех производителей на 2 рубля, вслед за ними поднимают цены оптовики, за ними молокозаводы увеличивают отпускную цену оптовикам и сразу же поднимают закупочную цену на молоко для крестьянских хозяйств (тоже на 2 рубля).

«Пока прокуратура и антимонопольное управление не дали своей оценки произошедшему, вероятно, нельзя назвать действия Валентина Гинтова подстрекательством руководителей торговых сетей к сговору на одновременное повышение цен для населения. Но очень настораживает сам факт попытки подобной договоренности в кабинете высокого чиновника», – отмечают в агентстве.

Комментировать отказались

Директора областного департамента АПК нам так и не довелось увидеть – сейчас он в командировке. Комментировать «дела начальника» его заместитель Виктор Прожерин отказался. Но мы не теряем надежды, что в ближайшее время все же получим объяснение ситуации из первых рук, вернее уст.

Конечно, для реализации национального проекта «АПК» – повышения уровня жизни крестьян – это необходимый шаг. «Мы вынуждены продавать свою продукцию практически по тем же ценам, что и производим, – рассказывает заместитель начальника управления сельского хозяйства МО «Холмогорский район» Евгений ЧЕРЕПАНОВ. – Несмотря на то, что еще зимой правительство обещало не поднимать цены на зерно, уже сейчас они резко выросли. Кроме того, подорожали техника, бензин, электричество. Если еще недавно по стоимости литр молока равнялся паре килограммов комбикормов, то сейчас это соотношение изменилось. Мы считаем, что закупочные цены должны расти в соответствии с уровнем цен на зерновые, которые составляют основы для животноводческого хозяйства. В этом году мы потеряли почти 18 млн рублей из-за наводнения. Департамент АПК области обещал помочь компенсировать ущерб, но так ничего мы и не получили. Поэтому повышение закупочных цен на молоко нам крайне необходимо, и даже на два рубля – это очень мало».

Кивают на соседей

Как же быть? Помочь крестьянству, но ударить по кошелькам рядовых архангелогородцев повышением цен на молочную продукцию? Это в лучшем случае.
В худшем – местные товаропроизводители будут вытеснены с рынков вологодским собратом, ведь его продукция тогда станет на 20-25% дешевле архангельской. Последний довод явился решающим для архангельских молокозаводов, и они отказались выполнить условия областного департамента АПК.

«От компании ЗАО «Архангельская молочная компания» на данном совещании присутствовал наш представитель. Действительно, господин Гинтов предложил руководителям розничных сетей одновременно повысить цены на молочную продукцию, а потом, как обратное (!) следствие, цены должны повысить оптовики и далее молокозаводы. Получается экономика наоборот, т.е. не стоимость сырья влияет на конечную цену для потребителя, а конечная цена для потребителя влияет на стоимость сырья. Видимо, у Валентина Гинтова свой индивидуальный взгляд на порядок ценообразования. Говорить о том, имело ли место «подстрекательство к сговору», судить не нам, а контролирующим органам», – прокомментировал ситуацию еженедельнику «Бизнес-класс» исполнительный директор ЗАО «Архангельская молочная компания» Владимир МИХАЙЛОВ.

По мнению переработчиков, в случае, если департамент АПК вынудит молочные комбинаты или розничные сети поднять цены на молоко, пострадают, в первую очередь, местные производители и обычные покупатели.

Нацпроект под ударом?

«Решать вопрос повышения уровня жизни молочных хозяйств за счет конечного потребителя нельзя, – считает Евгений Черепанов. – На наш взгляд, необходимо уменьшать рентабельность молокозаводов. Ведь большая доля в структуре розничной цены готового продукта достается переработчику» (по данным Росстата, на рынке молочных продуктов производителю достается 33%, переработчику – 42%, торговле – 25% от розничной цены. – Прим. автора).

По словам Черепанова, департамент АПК предлагает выход из ситуации – брать кредиты на зерно, но они лишь вгоняют производителей в долги.

«Мы видим выход в модернизации предприятий. Например, в Вологде продукция дешевле, несмотря на то, что к закупочной цене из областного бюджета архангельский производитель получает дополнительно 2 рубля дотаций на произведенное молоко, а вологодский нет. Все потому, что их предприятия постоянно получают помощь от областных и городских властей. Чтобы не страдало население, надо уменьшать затраты на производство. Ведь наша продукция по качеству ничуть не уступает соседним регионам. Плохо, если ценовой фактор вытеснит ее с рынка», – заявил Евгений Черепанов.
Анна Селянинова

БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск, № 31 (365)