«Теперь я всех буду наказывать деньгами...»

В этом году в читательской почте довольно часто стали появляться письма-жалобы как от сотрудников системы исполнения наказаний, так и от заключенных.

Возможно, это вызвано сообщениями о возбуждении уголовных дел в отношении руководства управления Федеральной службы исполнения наказаний. Возможно, уголовные дела стали лишь той каплей, которая переполнила чашу терпения. Допускаем, что авторы писем под шумок что-то додумывают, показывают в выгодном для себя свете. Но когда список в восемь уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников УФСИН, возглавляет начальник управления, нужно, как минимум, говорить о кризисе системы. Причем глубоком и затянувшемся.

Поборы с сотрудников – «тема» уголовного дела заместителя начальника УФСИН Виталия Литвина. Сейчас дело рассматривается в Октябрьском суде Архангельска.

В письме, которое принесли в редакцию сотрудники (15 подписей) управления по конвоированию (УпК) УФСИН, главная тема та же – поборы. Газета, как уверяют сотрудники, стала последней инстанцией. Они уже были в ФСБ, в областной прокуратуре, везде их вежливо выслушали, однако никакой реакции после их визита не последовало, хотя с тех пор прошло полгода. Письмо большое, печатаем только главные, на наш взгляд, выдержки, а полный текст мы передали в прокуратуру области с просьбой провести проверку.

«Первый отдел по конвоированию УпК, в котором мы работаем, возглавляет полковник С.А. Курбатов, который был переведен из ИЗ-29/4 (следственный изолятор в п. Белая гора) в конце 2003 года. Он работал в нашем управлении до 2001 года, пока не случился скандал.

Тогда в УпК развернулась компания по сбору денег на подарок начальнику управления Ю.Ю. Шимановскому (подарок – автомобиль УАЗ). По управлению была дана команда организовать сбор средств с личного состава. Сотрудникам выписали «левые» премии, с которых они должны были отдать сначала 20 процентов, но их на подарок не хватило, потом – по 50 процентов. Об истории с подарком написала газета «Аргументы и факты». После статьи начальник УпК подполковник Шимановский, подполковник Курбатов (в то время зам. начальника по тыловому обеспечению) были отстранены от должностей и направлены в «ссылку» на нижестоящие должности: первый – в ИЗ-29/1, второй в ИЗ-29/4. Главный бухгалтер УПК подполковник Ромашко был уволен. Не пострадал только заместитель начальника по кадрам и воспитательной работе полковник В.М. Шендеровский, который якобы ничего не видел, ничего не слышал, ничего не знал.

После этих событий в управлении по конвоированию наступило относительное спокойствие. Но каким-то образом Курбатов смог вернуться в УпК и получить звание полковника. Интересно, за какие заслуги?. Службу в должности начальника первого отдела Курбатов начал со слов: «Теперь я всех буду наказывать деньгами...»

С конца 2003 года мы стали сдавать деньги на ремонт кабинетов первого отдела (и сами же все делали), на подписку газет и журналов, на пленку для теплиц. По просьбе В.М. Шендеровского сотрудники делали ремонт в его квартире (лето 2004 года). Не отстал от него и С.А. Курбатов, ему делали ремонт весной 2005-го. В конце лета-начале осени 2006 года по распоряжению выше указанных полковников скинулись на ремонт актового зала, покупку телевизора и DVD-плеера.

Заботясь о своем уюте и благополучии, руководство УпК забыло позаботиться о личном составе. В управлении имеются случаи заболевания туберкулезом. Мы знаем только шесть заболевших, а сколько человек за это время уволилось, и неизвестно, какое у них состояние здоровья... Льготами, предусмотренными ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ», мы не пользуемся. Начальник УФСИН (отстраненный сейчас от должности) И.В. Болотин обещал решить эту проблему хотя бы повышением надбавки за сложность и напряженность до 120 процентов сотрудникам, непосредственно участвующим в конвоировании осужденных (в том числе больных, зараженными недугами). Но по факту такую надбавку получает начальник управления И.А. Александров (остальные начальники свою надбавку не оглашают), а у сотрудников, которым приходится контактировать с больными заключенными, – 50-90 процентов.

При этом Курбатов постоянно угрожает (и зачастую в грубой форме, нецензурными словами) тем, кто находится на больничном, срезать надбавку, лишить премии. Все это он распределяет единолично. В результате получается, что на отдел конвоирования (78 сотрудников) выделяется две премии и столько же на отдел кадров, где всего восемь человек.

Сотрудникам управления приходится выполнять несвойственные им функции. Перед приездом руководства УФСИН нас заставляют «разгонять» лужи с плаца или убирать камешки. Осенью 2005 года по распоряжению И.В. Болотина личный состав плечом к плечу с осужденными убирал урожай картофеля, а руководил работами расконвоированный заключенный. Сотрудники, отказавшиеся заниматься уборкой, были наказаны материально: их лишили надбавок, премий.

Так же в УпК, по нашему мнению, есть факты укрывательства нарушений заключенными режима содержания. Так, 7 марта 2007 года один из заключенных с лезвием в руке пытался совершить побег, напал на часового, но его действия были моментально пресечены. Личный состав мало того, что не поощрили, но еще и обвинили в незнании инструкции. В Москву о случившемся не сообщили.

На вышестоящие должности у нас выдвигаются только угодные начальству люди, им же присваиваются очередные звания, даже если у них нет соответствующего образования. Впрочем, чему удивляться, если один из наших начальников в звании полковника сам закончил только десять классов».

Комментарий:
Собрание решило: скинемся на ремонт

Свое письмо сотрудники управления по конвоированию адресовали «Правде Севера» и областной прокуратуре, но мы все же попросили и.о. начальника УФСИН по Архангельской области Зиновия Загродского дать разъяснения по поднятым в письме проблемам. Итак:

– На появившуюся вакансию С.А. Курбатова пригласили как опытного специалиста, знающего особенности данной работы. Кроме того, Курбатов перешел на нижестоящую должность.

Здание управления по конвоированию, переданное воинской частью, нуждалось в ремонте. На общем собрании коллектива 1-го отдела было принято решение о проведении косметического ремонта в служебных помещениях. Здесь же определили сотрудников, которым поручили сбор денег и покупку материалов для ремонта. Решение о приобретении телевизора и DVD-плеера для пользования личным составом также принято на общем собрании отдела.

Установление и порядок выплаты сотрудникам ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы регламентируется приказом ФСИН от 31 мая 2005 года № 397. Размер надбавки руководителям подразделений, старшему и среднему начсоставу устанавливается комиссией УФСИН по представлению руководителя подразделения, а младшему начсоставу – комиссией подразделений. При установлении надбавки учитывается профессиональный уровень сотрудника, характер и режим службы, сложность и значимость выполняемых задач и т.д. Размер надбавки может быть пересмотрен в течение года по решению руководства при наличии достаточных на то оснований.

При условии контактирования более 50 процентов рабочего времени с осужденными, больными активной формой туберкулеза, сотрудники УпК имеют право на дополнительную оплату труда в размере 25 процентов должностного оклада, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенную рабочую неделю. В зачет идет время фактического этапирования, поскольку во всех случаях оно составляет менее 50 процентов, дополнительная оплата производится пропорционально отработанному времени.

Обо всех фактах нарушения осужденными режима содержания сообщается в УФСИН, кроме того, информируются вышестоящие организации. В каждом случае проводится служебная проверка (знало ли руководство УФСИН о происшедшем 7 марта, Зиновий Владимирович, почему-то, не уточнил).

Елена Несмачная

Правда Севера (Архангельская область)