Витамин для металлурга воспринимается жителями города Тихвина с трудом

Сказать, что в Тихвине не очень хорошо относятся к идее завода ферросплавов, – значит не сказать ничего. Потому что относятся к ней резко отрицательно. И домогался «зеленый крест, и воевали депутаты, и были митинги, и были сборы подписей, и был даже референдум, сказавший заводу «нет» жителей города. Правда, тогда были другие инвесторы, другое руководство города и другие технологии... И тем не менее завод построен, и уже начал работать.

В изложнице, ярко светясь, остывает металл. Он только что, рассеивая фейерверк брызг, вылился в нее из ковша. Полторы тысячи градусов, при которых кипит металл, все еще рвутся из сплава: лицо жжет даже в двух десятках метров от изложницы. А в соседней расплав уже успокоился, светится не белым, а малиново-красным, и сверху, как черная поганка, нарос гриб шлака, остывающего раньше, чем металл. Кран подгоняет к ряду изложниц нехитрое устройство с крючками, рабочий ломом зацепляет ими лепешку шлака. Потом ее, розово светящуюся снизу, переносят в специальный контейнер.

Это тоже продукция завода, потому что шлак измельчают и превращают в щебень для строителей.
– Ничего в нем нет, понимаете? – доказывает исполняющий обязанности директора завода Владимир Дунаев. – Просто расплавленная каменная порода. Химиками это проверено двести раз. Все, что могло быть вредным или, наоборот, полезным, мы забираем. И щебень этот даже лучше, чем обычный: он не пылится, не разрушается, не изменяет физических свойств со временем. Как в этом людей убедить?

Щебня, кстати, завод намерен выпускать даже больше, чем основной продукции.
Что касается самого высокоуглеродистого феррохрома, который выпускает завод, то, как выразился заместитель директора по производству Андрей Садыкин, это «витамины для металлургии». Без него невозможен выпуск броневых сталей, нержавеющих материалов, многих других металлов. На территории России всего два таких цеха, и после потери подобных производств Казахстана металлургия испытывает настоящий голод в этом смысле. Закупать же феррохром за границей невыгодно. Кроме того, зависеть от импорта стратегического сырья страна просто не может.

Предполагается использовать феррохром для производства труб из нержавеющей стали здесь же, в Тихвине, на заводе «Титран», созданном на базе комплекса бывшего «Трансмаша». И, наконец, продукция завода весьма востребована на международном рынке – это, как говорят, биржевой товар.
Вопрос только в степени экологической опасности производства.

...Нам показали газоочистку, которая, как утверждают руководители завода, работает по самым современным технологиям. Трубы газоочистных сооружений не дымят – мы это видели. Весь твердый осадок из отходящих газов отбирается, брикетируется и возвращается в производственный цикл. Вредных газов, как утверждают на заводе, при производстве не образуется. Что касается технологической воды, то завод работает на полностью замкнутом цикле: вода охлаждается на градирне, очищается и снова идет в технологическую цепочку. Сброса в окружающую среду нет, просто идет подпитка, замена испарившейся воды.
Таким образом, весь путь сырья и готового продукта – от шихтового цеха, где в гигантских бункерах-закромах смешиваются руда, кокс и кварцит, до печей и до отгрузки готового продукта – дробленого феррохрома – устроен так, что выбросов в окружающую среду нет.

В соответствии с экспертным заключением НИИ гигиены и профпатологии Минздрава России, приземные концентрации вредных веществ на границе санитарно-защитной и жилой зоны не будут превышать безопасные нормы. Проект реконструкции завода и организации производства высокоуглеродистого феррохрома получил положительное заключение государственной экологической экспертизы. Более того, природоохранной прокуратурой Ленобласти была проведена проверка, результаты которой также положительны для инвестора.

Ажиотаж вокруг производства объясняют сейчас тем, что предыдущий инвестор, который приступал к строительству завода, допустил серьезный просчет, не разъяснив тихвинцам все нюансы проекта. Игнорирование роли общественности, своеобразная информационная блокада населения привели к рождению массы слухов и домыслов, которые быстро распространились по городу и всему Тихвинскому району.

Не обошлось, считает и. о. директора предприятия, и без сознательного распространения ложной информации: у любого крупного проекта есть как сторонники, так и противники.

Инвестор утверждает, что выбранную технологию феррохромного производства широко используют как за рубежом, так и в нашей стране. Подобные производства успешно функционируют на территории наших ближайших соседей – Финляндии, Норвегии. А в этих странах существует строгий экологический контроль, и вряд ли там стали бы возводить «грязные» технологии. Да и наличие предприятий по переработке феррохрома в таких курортных странах, как Испания и Турция, тоже невольно внушает определенный оптимизм.

...Я держу на руке кусочек продукции завода – тяжелый осколок серо-стального цвета с вкраплениями золотисто белых микрошариков. Выгодно – да! А вот не вредно ли?
Ведь, если подумать, опасность-то все-таки есть. Где она, Испания, и где мы, Россия? И какой у нас традиционно беспристрастный и принципиальный контроль?

Есть и еще один аспект. После ухода из Тихвина градообразующих предприятий городская казна опустела, а работать здесь стало негде. Завод ферросплавов обеспечивает сейчас 560 рабочих мест с неплохими заработками, после выхода на проектную мощность даст еще 250.
Так что завод-то Тихвину действительно очень нужен.

Станислав ПЕТРОВ

Санкт-петербургские ведомости № 179

© Издательский дом «С.-Петербургские ведомости»