Рапсу приделали ноги

У калининградской фирмы «увели» двести тонн рапса, хранившихся на элеваторе в Калининградском торговом порту, а следователи Западного управления внутренних дел на транспорте бездействуют

 

 

ПОЛНЫЙ РАПС

 

Милиция не усмотрела преступления в масштабном исчезновении сельхозпродукта. Тогда владельцы рапса подали на милицию в суд

Двести тонн рапса стоят примерно полтора миллиона рублей. Этот рапс ООО «Балтия» скупило в 2006 году у калининградских сельхозпроизводителей. Груз сдали на хранение на элеватор в Калининградском торговом порту.

Как рассказывает генеральный директор ООО «Балтия» Ирина Климович, рапс хотели вывезти за границу. Гендиректор говорит, что по совету директора по производству ОАО «Портовый элеватор» ООО «Балтия» заключила договор об экспорте двухсот тонн рапса с польской фирмой «Mark Trade Ltd Sp. z o. o.». Руководитель польской фирмы говорил на русском языке без акцента и имел нехарактерное для поляка имя – Павел Пичугин. ООО «Балтия» оставалось только получить свои деньги, а «Mark Trade Ltd» – решить многочисленные проблемы по вывозу рапса за границу. Одна из проблем – положение Таможенного кодекса РФ, по которому вывезти за границу товар может только российская фирма. Во время переговоров по контракту польская сторона об этой особенности кодекса была калининградской стороной предупреждена. По утверждению «Балтии», польские партнёры были уверены, что у них достаточно опыта для решения этой проблемы. И проблему решили...

Как сказано в заявлении, поданном от имени директора ООО «Балтия» Ирины Климович в Западное управление внутренних дел на транспорте, в конце 2006 года рапс был выдан сотрудниками ОАО «Портовый элеватор» некой российской фирме ООО «МТ Агро– Центр». Руководитель и учредитель этой фирмы – Павел Николаевич Пичугин.

По словам представителя ООО «Балтия», юриста Марины Монастырной, двести тонн рапса были выданы Пичугину сотрудниками элеватора на основании факса, в котором говорилось, что «Балтия» передаёт свои двести тонн рапса фирме «МТ Агро– Центр». Марина Монастырная утверждает, что оригинал этого факса позже предъявлен сторонам не был. Зато, как рассказывает Ирина Климович, в марте 2007– го Пичугин прислал письмо, в котором предложил... задним числом заключить договор на уже вывезенный им рапс с его российской компанией «МТ Агро– Центр» и задним же числом оформить сертификаты происхождения товара. Чтобы он, Павел Пичугин, смог вернуть НДС из бюджета.

Ирина Климович провела собственное расследование. Выяснилось, что российское предприятие «МТ Агро– Центр» продало рапс некому польскому предприятию. Название польского предприятия – «Mark Trade Ltd». Учредитель и российской, и польской фирмы – Павел Пичугин.

25 мая 2007 года Ирина Климович написала заявление в милицию о возбуждении уголовного дела по фактам мошенничества. ЗУВДТ, рассмотрев её заявление, в возбуждении уголовного дела отказала.

– В Западном управлении внутренних дел на транспорте, – рассказывает Марина Монастырная, – наши документы теряли несколько раз. Несколько раз в возбуждении уголовного дела отказывали по разным причинам, но мы были настойчивы. В январе 2008 года уголовное дело всё– таки возбудили.

По утверждению представителей ООО «Балтия», первые два месяца расследования, проводимые старшим следователем Следственного отдела Следственной части по расследованию преступлений на водном и воздушном транспорте Козловой, представителей «Балтии» никуда не вызывали и никаких вопросов не задавали. Затем, после нескольких жалоб, выяснилось, что дело было передано старшим следователем Козловой следователю Ирине Кравченко. Как рассказывает юрист Монастырная, когда она и её клиент, руководитель ООО «Балтия» Ирина Климович, пришли к следователю Кравченко, выяснилось, что многих документов в деле нет. Во время возбуждения уголовного дела были, а сейчас нет. Пришлось заново собирать недостающие документы и передавать их следователю.

По мнению потерпевших, расследовать дело о рапсе можно было за неделю. Изъять документы на элеваторе, чтобы выяснить, как, кому и на каком основании был отгружен товар, провести выемку документов в фирмах господина и пана Пичугина. Чтобы выяснить, каким образом и кому товар отгружался, как рапс ушёл за границу и так далее. Потерпевшие рассказывают, что следователь согласилась с ними и обещала немедленно дать соответствующее поручение оперативникам. После встречи со следователем Ириной Кравченко у потерпевших появилась надежда. Они несколько раз звонили следователю.

– Мне говорили, что работа идёт, – рассказывает юрист Монастырная.

А потом следователь Кравченко перестала брать трубку. Директор ООО «Балтия» пыталась выяснить судьбу уголовного дела явочным порядком. Но снабжённую специальными видеофоном и кодовым замком дверь в следственную часть ЗУВДТ ей не открыли. Несколько раз.

На жалобу руководству ЗУВДТ пришёл ответ: «Дело расследуется». О том, что Ирину Кравченко уволили после скандала вокруг «расследованного» ей дела о контрабанде китайской одежеды, и о том, что «дело о рапсе» передано другому следователю, руководство ООО «Балтия» узнало из СМИ и от знакомых.

– По делу несколько раз истекали сроки, – говорит Марина Монастырная. – И сроки несколько раз должны были продлить. Закон обязывает следственные органы извещать заявителя о продлении сроков расследования уголовного дела. Нас никто ни о чём не извещал. Мы просто не знали, что с «нашим» уголовным делом. Поэтому мы решили обратиться в суд.

Но направленное в Балтийский районный суд заявление о бездействии к рассмотрению принято не было. Судья Елена Дмитриковская вынесла решение: в принятии заявления отказать, поскольку суд не может контролировать предварительное следствие. Ирина Климович обжаловала отказ в вышестоящий суд. 5 августа 2008 года судебная коллегия по уголовным делам Калининградского областного суда признала отказ незаконным и обязала Балтийский районный суд принять заявление и рассмотреть по существу. На сей раз дело, которое становилось всё более сложным, изучала судья Татьяна Станкевич. В суде выяснилось, что всё уголовное дело состоит только из тех документов, которые в своё время предоставило следствию руководство ООО «Балтия». Каких– либо повесток, материалов экспертиз, выемок, допросов и так далее в деле нет. Только пришиты три постановления о продлении сроков расследования. В которых написано, что необходимо изъять, кого необходимо допросить, какую экспертизу назначить. Список того, что необходимо сделать, был продублирован во всех трёх постановлениях. Между постановлениями, как говорит Марина Монастырная, никаких следов какой бы то ни было следственной работы незаметно.

Суд признал бездействие следователей ЗУВДТ незаконным и обязал их устранить допущенные нарушения. Но и это решение сейчас обжаловано.

Тем временем стала известна судьба рапса, вывезенного за границу. «Марк Трейд ЛТД» продала его солидной австрийской фирме. Деньги за эту сделку перечислены российской фирме «МТ Агро– Центр» в Калининграде. Больше о 200 тоннах рапса ничего не слышно.

Ирина Климович рассказывает нам, что Павел Пичугин продолжает вести активную предпринимательскую деятельность на территории Калининградской области. По её словам он – учредитель четырёх российских фирм, но для следователей ЗУВДТ Павел Пичугин остаётся недосягаемым, и они настойчиво делают запросы в Интерпол.

 

Александр Исполатов


Дворник, № 649