Инвалидов бросили умирать в лесу?

О небольшом поселке Осьмино в Лужском районе Ленинградской области еще вчера мало кто знал, а теперь он прогремел на всю страну. Именно здесь в стареньком деревянном доме еще недавно находился приют для инвалидов, который теперь иначе как концлагерем для больных и увечных не называют. Возглавляли его двое петербуржцев – Николай МЕДВЕДЕВ и Наталья ЛУКАШИНА, учредители фонда «Благодарение». Что двигало этими людьми – милосердие или обыкновенная жажда наживы? Ответ на этот вопрос еще только предстоит дать правоохранительным органам.

20 человек на 25 квадратных метров

Поселок Осьмино от Петербурга отделяют более 160 километров, от Луги – не менее 80. Сами местные жители признают, что живут в настоящей глухомани, «медвежьем углу». По-видимому, именно эта удаленность от большой цивилизации и привлекла сюда Николая МЕДВЕДЕВА и Наталью ЛУКАШИНУ из фонда «Благодарение». Как бы то ни было, но в марте 2006 года местные жители стали замечать, что в желтом деревянном доме № 8 по улице Цветкова появились новые обитатели. Да еще какие и в каком количестве! Двадцать человек, все с нарушениями опорно-двигательного аппарата, большинство самостоятельно передвигаться не могли. Наталья ЛУКАШИНА объяснила, что купила этот дом для своих подопечных и теперь будет в нем жить. Правда, никаких официальных бумаг о праве собственности предъявить местным властям так и не смогла.

– Мы сразу же заинтересовались деятельностью этого фонда, – рассказывает глава администрации поселка Осьмино Николай ЕРМАКОВ. – Большинство людей, которых они свозили в это здание, не имели документов. Постепенно в доме общей площадью около 25 квадратных метров поселились примерно 20 человек. Участок стал рассадником инфекции: входить туда было просто страшно!

Приют закрыли пожарные

Несмотря на недовольство местных жителей и подозрение, что здесь «что-то не так», законодательных рычагов, чтобы прекратить работу приюта ни у местной милиции, ни у администрации не нашлось. Богадельню стали посещать контролирующие органы.

Санитарные врачи оказались единодушны: такое количество людей на такой маленькой площади жить не может. Заинтересовался приютом и Госпожнадзор. Когда его инспектора побывали на месте, они тут же передали материалы в суд. Фемида оказалась непреклонна: с 1 июня богадельня должна свою работу прекратить. Пусть и с опозданием, но Наталья ЛУКАШИНА предписание выполнила. Ее подопечные были погружены в машины и вывезены в лес, в деревню Будилово в 30 километрах от Осьмина.

– К счастью, местные жители заметили, что в лесу появились какие-то странные люди, и сообщили нам, – продолжает Николай ЕРМАКОВ. – Недавно мы побывали в этом новом лагере «Благодарения». Инвалидов руководители фонда поселили в палатках. Еду готовили на костре. Ни медицинской помощи, ни элементарных бытовых удобств. Но самое страшное, что через несколько дней из этого лагеря инвалиды снова исчезли. Лукашина сообщила нам, что распределила их по петербургским больницам. Но о судьбе инвалидов мы ничего не знаем. Я не исключаю, что несчастных стариков просто могли бросить умирать в лесу...
«Благодарение» возглавляют мошенники?

Проверку деятельности фонда начала прокуратура Лужского района. Как полагают в правоохранительных органах, пока руководителям «Благодарения» может подойти лишь статья 125 Уголовного кодекса – «Оставление в опасности». Однако у следователей есть и более серьезные подозрения. Они не исключают, что «Благодарение» только на словах занималось благотворительностью, а на деле погрязло в жилищных аферах.

«О мошеннических операциях этой организации сообщил на межведомственном совещании руководителей исполнительной и законодательной власти и представителей силовых структур региона заместитель начальника ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Григорий КУЛИК, – такая информация появилась вчера на сайте правительства Ленобласти. – По данным Лужской районной администрации, одиноких больных петербуржцев представители фонда «Благодарение» вывозили из города, якобы с намерением ухаживать за ними, с одной целью – заполучить их петербургскую жилплощадь. В итоге несколько десятков горожан, оставленных в лесу, превратились в самых обыкновенных бомжей».

В Осьмино отправили из больницы

Непосредственные участники событий косвенно подтверждают эту версию. 36-летний Александр – один из бывших подопечных приюта фонда «Благодарение». Он прожил в деревянном доме на Цветкова, 8, более года. Однако когда по настоянию Натальи Лукашиной приют начал переезжать в лес, Александр ехать отказался. Говорит, что в Осьмине – хоть какая-то цивилизация, а в палатках он бы жить не смог. Александра можно назвать счастливчиком: несмотря на частичную ампутацию стопы, он сохранил способность передвигаться. Поэтому в отличие от своих товарищей по несчастью может за собой ухаживать и себя обслуживать.

– Александр, как вы попали в Осьмино?
– Долгое время я жил в Петербурге с девушкой, но потом она меня бросила – нашла себе мужчину получше. А у меня вскоре беда с ногами случилась. Обморозил стопы, и их частично ампутировали. После выписки не знал, куда идти. В больнице посоветовали: поезжай в Осьмино, дали адрес. Ну я на окровавленных ногах и поехал. Меня здесь приютили. Хотя, если честно, ожидал, что условия жизни здесь будут лучше.
– То есть жилья Наталья и Николай у вас не отнимали?
– А у меня его в Петербурге и не было. Есть регистрация, но без права собственности. Так что я пожаловаться на Наталью Лукашину не могу. Но в приюте у нас действительно шли разговоры об обманах. Краем уха я слышал, будто кто-то из моих товарищей лишился жилья. Но крутили ли какие-то махинации руководители фонда, сказать не могу...

Постояльцы спали валетом

Сейчас Александра временно приютила у себя одна из жительниц поселка Осьмино. Надо сказать, что сердобольные бабушки прониклись сочувствием к несчастным инвалидам и весь прошедший год помогали им чем могли. Бывший подопечный приюта «Благодарение» надеется в ближайшее время перебраться в Петербург: подлечиться, окрепнуть, а затем устроиться на работу. А пока охотно рассказывает о своем житье-бытье в доме № 8 по улице Цветкова. Почти месяц здание было опечатано, но для журналистов «Смены» сотрудники Осьминского отделения милиции согласились снять печать.

– Главное, ни к чему в доме не прикасайтесь! – предупредил корреспондентов «Смены» Сергей ИСАКОВ, начальник Осьминского отделения милиции. – Дом кишит тараканами и блохами.

– В двух комнатах жили около 20 человек, – показывает Александр. – Места катастрофически не хватало. Иногда приходилось спать валетом. Нас спасали двухъярусные кровати. Сначала даже электричество было, но потом отключили за неуплату...

На маленькой кухоньке – чугунная плита. Именно на ней инвалидам готовили еду. В углу стоит небольшой советский холодильник «Минск». Диву даешься, как в нем могли уместиться запасы провианта на «армию» из 20 человек!

– Голодными мы не были, – утверждает Александр. – Кашу, кусок хлеба и стакан чаю нам всегда давали. А бывали дни, даже пельмени из города привозили! Первое время нам готовили еду женщины из деревни, которым руководители фонда платили за работу. Но потом деньги закончились и работницы разбежались.
Как признается Александр, самым страшным было отсутствие квалифицированной медицинской помощи. Рассчитывать инвалиды могли только на дешевые лекарства, которые Наталья Лукашина привозила из города. А «скорая» в такую глухомань да еще и к лицам без определенного места жительства выезжать отказывалась...

Кстати, если верить рассказам, за последний год в Осьмине скончалось как минимум трое обитателей приюта. Все болели тяжелыми хроническими болезнями – сахарным диабетом, сердечной недостаточностью. Кто знает, сколько бы еще протянули старики, если бы вовремя получали нормальную медицинскую помощь?
Есть ли у калек альтернатива?

Парадоксально, но больше всего в поселке Осьмино сейчас переживают, что приют вернется в деревянное здание снова. По закону запретить богадельне возобновить работу нельзя: простое проживание людей в доме не является преступлением. А обвинения, которые высказал в адрес «Благодарения» заместитель начальника ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Григорий КУЛИК, пока звучат голословно и реальными доказательствами не подкреплены.

Действительно ли у несчастных инвалидов отнимали квартиры? Удерживался ли кто-то из подопечных в приюте насильно? Какими путями попадали больные в богадельню в Осьмине? На какие средства их содержали? Пока ответов на эти вопросы нет ни у кого.

Так же, как нет ответа на вопрос, что будет с калеками дальше. Если фонд продолжит работу, инвалиды скорее всего так и не узнают, что такое жить в человеческих условиях. Если фонд ликвидируют, есть опасность, что два десятка бездомных вовсе могут оказаться на улице – без крыши над головой и гарантированного куска хлеба. Есть ли у них какая-нибудь альтернатива этим вариантам? Увы, пока ни социальные службы Ленобласти, ни соцструктуры Петербурга не проявили никакого интереса к судьбам этих людей. Может, когда в России появятся нормальные приюты для бездомных, существование богаделен, подобных организованной фондом «Благодарение», станет ненужным и невозможным?

Ольга Рябинина

«Смена»