Только Страсбург и рассудит

Генпрокуратура РФ закончила расследование дела об авиакатастрофе самолета Ту-154 под Донецком. Виновным в гибели лайнера следователи признали командира экипажа Ивана Корогодина и закрыли дело «в связи со смертью подозреваемого». С выводами следователей не согласны ни родственники погибших, ни руководители ГТК «Россия». По информации «НВ», стороны намерены отстаивать свои интересы в суде.

Дело о гибели петербургского лайнера прогремело на всю Россию. Сразу после авиакатастрофы родственники погибших заявили о том, что не намерены мириться «с откровенной ложью в отчетах Межгосударственного авиационного комитета (МАК)», не согласны с жалкими, на их взгляд, компенсациями морального вреда и требовали возместить ущерб в соответствии с требованиями Евросоюза. Для этого обратились в суд, где их интересы представлял московский адвокат Игорь Трунов. Но тогда своего не добились и теперь заявили о том, что готовы отстаивать свои интересы в Европейском суде по правам человека в Страсбурге, куда уже поступило первое заявление от пострадавших.

Вину командира экипажа Ивана Корогодина руководители ГТК «Россия» оспаривали до последнего. Первый заместитель гендиректора авиакомпании Геннадий Болдырев не раз заявлял – не справедливо обвинять в случившемся человека, который уже ничего не может сказать в свою защиту, и уверял, что опытный пилот сделал все для того, чтобы спасти лайнер. Но метеоусловия, информации о которых он не получал, не позволили ему исправить ситуацию.

– С такой трактовкой мы и сейчас не можем согласиться, – пояснил заместитель гендиректора, руководитель администрации ГТК «Россия» Дмитрий Голубков. – Для себя причины падения самолета определили еще год назад, с тех пор наша позиция не изменилась. Недостатки в системе гражданской авиации страны, проблемы с оснащением аэропортов современным метеооборудованием, качество подготовки пилотов – все эти обстоятельства «выстрелили» в один момент. Конечно, проще найти одного виновного, тем более мертвого… Какими будут наши дальнейшие действия, решим, когда получим официальное уведомление из Генпрокуратуры. Пока этих бумаг никто не видел.

Как оказалось, вердиктом московских следователей не удовлетворены и родственники погибших. Вчера Игорь Трунов заявил, что потерпевшие намерены обжаловать это постановление, поскольку всю вину списали на погибшего пилота, при этом все должностные лица, которые обязаны понести свое наказание, сохранили руководящие посты, в том числе и в руководстве ГТК «Россия».

– В Страсбург мы уже направили жалобу на нарушение прав потерпевших по трем статьям Европейской конвенции, – рассказал Игорь Трунов. – На мой взгляд, была нарушена статья 6, гарантирующая право на справедливое судебное разбирательство. Каждый пассажир этого самолета был застрахован на 300 тысяч долларов. А родственники погибших получили сущие копейки. Кроме того, нарушена и 13-я статья, предполагающая право на эффективные методы правовой защиты. Нарушено право на жизнь. На мой взгляд, люди погибли по вине должностных лиц.

Адвокат, известный громкими процессами, утверждает: для него отстаивание интересов родственников погибших – дело чести. Поэтому вместе с родными жертв он готов идти до конца. Тем более вчера в городском суде Петербурга была отклонена последняя кассационная жалоба по выплате ущерба. Поэтому шансы на то, что судебный скандал выйдет за пределы Петербурга, увеличились многократно.

Теперь у родственников погибших есть на то все основания. По словам соучредителя общественной организации «Прерванный полет» Виталия Юсько, они наконец-то получили доступ к полному отчету о катастрофе, который был подготовлен МАК.

– Широкой аудитории стали известны очень многие важные факты, которые ранее не освещались, – рассказал Виталий Юсько. – Среди них отсутствие какого-либо метеообеспечения экипажа, психофизическое состояние командира корабля – по оценке экспертов, он был склонен к риску, квалификация второго пилота, которого называли стажером, а на самом деле он обучался на штурмана и за два месяца прошел переквалификацию. Фактически его самостоятельный налет составил 3 часа 10 минут.

Ирина Тищенко


Невское время


© ЗАО «Редакция газеты «Невское время»