Прощание с «Лесом»?

Спектакли приходят и уходят, как живые существа. В Театре «На Литейном» после недавней премьеры по многочисленным просьбам зрителей давали спектакль-старожил - «Лес» Островского. В 2019 году исполняется 20 лет со дня его первого показа.

Григорий Козлов поставил «Лес» в далеком 1999 году, и все эти годы, несмотря не экономические и политические перипетии, спектакль жил своей жизнью, сохранив при этом главных исполнителей ролей: Гурмыжская – Татьяна Ткач, Несчастливцев – Александр Баргман. Дуэт блистательный: тетушка Раиса Павловна в исполнении великолепной актрисы показывает все, на что способна, делится своими впечатлениями корреспондент «Конкретно.ру».
Богатая помещица-интриганка, сильная в своей слабости к недоучившемуся гимназисту, то попрекающая куском хлеба племянницу-сироту и унижающая свою ключницу, то ластящаяся к ним, в конце спектакля она окончательно проявляет себя как хищница, добившаяся своей цели – молодого мужа заполучила, племянника – актера Несчастливцева - от дома отлучила, сироту-племянницу оставила бесприданницей. Несчастливцев в исполнении Александра Баргмана умен и поэтичен, благороден и всегда готов постоять за ближнего – он заставляет хищного купца Воскобойникова вернуть недоданные его тетушке деньги, потом их же отбирает у нее в счет ее же долга ему, и в третий раз эти же деньгами одаривает сестрицу. В финале они же, брошенные вверх безрассудной девушкой, разлетаются по всей сцене.
«Не в деньгах счастье» - гласит пословица, но отнюдь не так думают большинство персонажей «Леса». Купец Восьмибратов в блестящем исполнении Вячеслава Захарова, тоже с первых показов спектакля играющего эту роль, куражлив и расчетлив, гнобит своего сына, заставляя добиваться от невесты, чтобы она уговорила тетушку на приданое. Он беззастенчиво заставляет Гурмыжскую продавать ему лес, окончательно приводя ее имение к его говорящему названию «Пеньки». Он понимает только силу – одно дело недодать деньги за проданный лес женщине, а другое противостоять напору сильного мужчины, хотя Несчастливцев в своем праведном гневе скорее играет эту силу, чем в действительности ею обладает.
Но  многих в этом спектакле превосходит второстепенный персонаж, но исполненный первостепенным актером – народным артистом Георгием Штилем. Слуга Карп находится на сцене чуть ли не большую часть спектакля, и по сюжету вроде бы должен быть неприметен. Но Штиль редко может остаться незамеченным на сцене. Вот и здесь почти каждый его выход вызывал аплодисменты зрителей, а если помнить, что актеру 87 (!) лет, а он бодро перемещается по всему немалому сценическому пространству, то восхищаться можно не переставая.
А что же Счастливцев, роль которого сейчас исполняет Михаил Разумовский? В диалогах с Несчастливцевым он тоже хорош, но особенно эффектен именно на дороге, которую в данном спектакле изображает деревянный помост, разделяющий партер надвое. По нему актеры Счастливцев и Несчастливцев приходят в имение Гурмыжской, по нему бежит топиться Аксюша, а позже убегает вслед за братцем, по нему с победным видом в длинном пальто с говорящим желтым воротником вальяжно входит в имение купец Восьмибратов с робко семенящим за ним забитым сынком. Эта дорога – тоже «персонаж», как и сам лес вокруг имения, который по задумке режиссера изображают надувные колонны – тронь их легонько, сразу закачаются, демонстрируя свою недолговечность. Зато на картине в гостиной Гурмыжской шишкинский лес с медведями, такой знакомый, но тоже ненастоящий. И звучит чаще всего в имении нежный романс «Ночь светла, над рекой…» А ведь есть там и такие слова: «Там в тиши изумрудных ветвей звонких песен своих не поёт соловей». Вот и в спектакле не слышно не только соловья, но и вообще птиц. Только шелест денег, то укладываемых в заветную коробочку Гурмыжской, то вынимаемых из нее. Так что спектакль и сегодня более, чем актуален, поэтому и публика на него охотно идет, и несмотря на 4-х часовую продолжительность, к концу представления совсем не утомлена. По его окончании в первый день весны зрители задарили цветами актеров, особенно Георгия Штиля. Вышел на поклоны и постановщик – Григорий Козлов. Так что же – прощание с «Лесом»? Во всяком случае, зрители прощаться со спектаклем-долгожителем явно не хотят.