Мануэль Рабате: «Я пытаюсь заманить вас в Лувр Абу Даби»

В центральном выставочном зале «Манеж» состоялась третья встреча из цикла лекций международной образовательной программы «New Now в Манеже».

На сей раз собеседником довольно многочисленной аудитории петербуржцев и гостей нашего города стал директор художественного музея Лувр Абу-Даби Мануэль Рабате, который рассказал, почему именно он стал «универсальным» музеем нового типа, о том, как формируется его коллекция и в чем заключается миссия именно этого нового музея. 
Объединенные Арабские Эмираты более 10 лет назад поставили цель создать в своей стране музей нового типа, но с безусловным продолжением традиций так называемых энциклопедических музеев, главными из которых Мануэль Рабате назвал Британский музей, Лувр и Эрмитаж. По его словам, музей в ОАЭ под названием Лувр Абу Даби «последний в ряду таких универсальных энциклопедических музеев, находится в точке пересечения Запада и Востока – Европы и Азии».

В 2013 году Рабате стал директором Объединения Музеев Франции, а в сентябре 2016 года — директором музея Лувр Абу-Даби. Сама идея создания музея включала как формирование собственной коллекции, так и показов многочисленных уникальных экспонатов-шедевров из других музеев, в частности из 13 музеев Парижа и в первую очередь это Лувр и Д’Орсе.
По его словам, в первую очередь они ставили своей целью продолжение миссии сохранения произведений искусства для вечности. И в первую очередь продолжили традиции Лувра, но в несколько ином качестве. Если Лувр в Париже охватывает период до 1848 года, а затем традиции продолжает музей Д’Орсе, то музей в Абу Даби, который не является филиалом Лувра, поставил своей целью, по словам его директора –«вместить весь мир». То есть они начинают с экспонатов самых древних веков со всего мира, а не одного какого-то региона и продолжают их до современности, положив в основу не только хронологию, но и конкретные темы. Например, такие как «Материнство», «Вода», на которых представлены экспонаты из разных эпох и цивилизаций. В зале мировых религий создали своеобразный музей толерантности. Зал торговых путей представляет все этапы общения Востока и Запада в этой области. Зал картографии содержит 15 тысяч старинных карт, зал импрессионизма выставляет коллекции из Д Орсе и других французских музеев.
«Безусловно, огромные средства за транспортировку и страховку выплачивает правительства ОАЭ, ведь музей Лувр Абу Даби - государственный, содержится и пополняется за счет государства» - сказал Мануэль Рабате, отвечая на вопросы слушателей в конце лекции в Манеже. По его словам, за прошедшие 17 месяцев со дня открытия музея в нем побывало более 1 миллиона посетителей. 60 процентов – это туристы, приезжающие из разных стран – больше всего из Франции, Китая, но немало и русскоязычных туристов. От себя могу сказать, что по отзывам в интернете за последний год в ОАЭ все больше отправляется круизных лайнеров и российские любители круизов с большим интересом пишут о музее Лувр Абу Даби. 40 процентов аудитории музея – местные жители. Как сказал Мануэль Рабате: «Мы принадлежим местному сообществу, но открыты всему миру».

Но есть тема, которой Мануэль Рабате явно не захотел касаться – это нашумевшая история с загадочным полотном «Спаситель мира», как утверждает ряд экспертов, принадлежащей кисти самого Леонардо да Винчи, передает корреспондент «Конкретно.ру». Год назад СМИ утверждали, что его планируют выставить как раз в музее Лувр Абу Даби, но затем картина таинственно исчезла. Буквально на днях в СМИ написали, что она была найдена на яхте одного высокопоставленного лица. Отвечая на вопрос, будет ли картина все же выставляться в стенах вверенного ему музея, директор коротко и твердо сказал: «Спасителя мира» мы не выставляем». И пригласил всех желающих посетить их музей, тем более, что в ближайшем будущем в его стенах откроется масштабная выставка «Рандеву в Париже», где будут представлены полотна Пикассо и Модильяни и многие другие знаменитые картины из французских, и не только, музеев.
Справка.
Лувр Абу Даби, занимающий 10% от всего оcтрова, представляет собой комплекс сооружений. Всего на территории 23 галереи - 6000 кв. м площадей отдано под галереи (1,5 площади Манежа). Еще 2000 кв. м - под выставки, 400 кв. м занимает Музей в музее – это Детский музей.